Интерактивные игры и упражнения как средства обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста
Введение
В современном российском обществе происходят существенные изменения содержания и форм социальных отношений, ценностей жизнедеятельности, что приводит к тому, что конфликты часто становятся естественным состоянием в жизни каждого человека и общества в целом.
Проблема конфликтов в настоящее время вызывает огромный интерес, в том числе и в образовательной среде. Нередко истоки конфликтного поведения лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения взрослых, более старших детей и своих сверстников.
Поэтому важно в период дошкольного возраста сформировать у ребёнка необходимые навыки общения со сверстниками, конструктивного разрешения конфликтов. Необходимость формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка нередко наблюдаются трудности в общении со сверстниками, что порождает конфликты, и, следовательно, тяжелые, острые переживания. Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека.
В отечественных исследованиях А.Я. Анцупова, А.А. Ершова, А.Л. Журавлева, В.В. Бойко и др. осуществлен процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и определение сущности конфликта, его структуры, причин возникновения, классификации.
Изучению проблемы конфликтов дошкольников посвящаются исследования отечественных и зарубежных ученых: А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.С. Залужного, В.Я. Зедгенидзе, А.А. Рояк и др.
Над анализом причин детских конфликтов работали Н.В. Гришина, Б.П. Жизневский, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломенский, Д.Б. Эльконин, и др. Исследователи Н.В. Гришина, А.А. Рояк, В.Я. Зедгенидзе и др. считают старший дошкольный, и младший школьный возраст является оптимальным для воспитания навыков разрешения конфликтов. Следует отметить, что исследователи детских конфликтов не обошли своим вниманием и проблему выявления средств, направленных на обучение разрешению детей дошкольного возраста конфликтов со сверстниками. Раскрытию сущности умений и навыков дошкольников по преодолению конфликтов способствовали исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Н.В. Кузьминой, В.Я. Зедгенидзе. В литературе данными авторами предлагаются разнообразные средства преодоления конфликтности детей: проведение тренингов, методы сказкотерапии.
Вместе с тем, все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игра обретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является культурно представленным, зафиксированным (неоднократно описанным) и передаваемым «по наследству» способом разрешения конфликтов.
Однако практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это способы, снижающие активность самих дошкольников и не способствующие формированию умения разрешать конфликты конструктивными способами. Поэтому можно сделать вывод, что сегодня недостаточно внимания уделяется такому эффективному средству обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста как интерактивные игры и упражнения.
А это в свою очередь указывает на противоречие между задачей обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей интерактивных игр и упражнений для ее разрешения.
Из противоречия вытекает проблема исследования: каковы возможности интерактивных игр и упражнений в разрешении конфликтов у детей дошкольного возраста?
Тема исследования: «Интерактивные игры и упражнения как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста».
Учитывая тему и ее актуальность, в качестве цели исследования выступает: выявление и экспериментальное подтверждение возможностей интерактивных игр и упражнений в обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: обучение конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: интерактивные игры и упражнения как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: обучение конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений будет успешным если:
- будет разработан комплекс интерактивных игр и упражнений, способствующий развитию сотрудничества и снятию конфликтности;
- в работе с детьми будут использованы психогимнастические этюды, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость постановки и решения ряда задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте;
2. Выявить возможности интерактивных игр, упражнений в обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень проявления конфликтности и способы поведения в конфликтных ситуациях детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность комплекса интерактивных игр и упражнений направленного на обучение конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, социометрический метод, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей интерактивных игр и упражнениях в обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации комплекса интерактивных игр и упражнений направленного наобучение конструктивному разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок…
Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок грамматики и математики в лесной школе» Цель: закрепить знания детей, полученные...
Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»
Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...
Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…
Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...