Интерактивные игры и упражнения как средства обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста

 

Введение

В современном российском обществе происходят существенные изменения содержания и форм социальных отношений, ценностей жизнедеятельности, что приводит к тому, что конфликты часто становятся естественным состоянием в жизни каждого человека и общества в целом.

Проблема конфликтов в настоящее время вызывает огромный интерес, в том числе и в образовательной среде. Нередко истоки конфликтного поведения лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения взрослых, более старших детей и своих сверстников.

Поэтому важно в период дошкольного возраста сформировать у ребёнка необходимые навыки общения со сверстниками, конструктивного разрешения конфликтов. Необходимость формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка нередко наблюдаются трудности в общении со сверстниками, что порождает конфликты, и, следовательно, тяжелые, острые переживания. Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека.

В отечественных исследованиях А.Я. Анцупова, А.А. Ершова, А.Л. Журавлева, В.В. Бойко и др. осуществлен процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и определение сущности конфликта, его структуры, причин возникновения, классификации.

Изучению проблемы конфликтов дошкольников посвящаются исследования отечественных и зарубежных ученых: А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.С. Залужного, В.Я. Зедгенидзе, А.А. Рояк и др.

Над анализом причин детских конфликтов работали Н.В. Гришина, Б.П. Жизневский, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломенский, Д.Б. Эльконин, и др. Исследователи Н.В. Гришина, А.А. Рояк, В.Я. Зедгенидзе и др. считают старший дошкольный, и младший школьный возраст является оптимальным для воспитания навыков разрешения конфликтов. Следует отметить, что исследователи детских конфликтов не обошли своим вниманием и проблему выявления средств, направленных на обучение разрешению детей дошкольного возраста конфликтов со сверстниками. Раскрытию сущности умений и навыков дошкольников по преодолению конфликтов способствовали исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Н.В. Кузьминой, В.Я. Зедгенидзе. В литературе данными авторами предлагаются разнообразные средства преодоления конфликтности детей: проведение тренингов, методы сказкотерапии.

Вместе с тем, все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игра обретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является культурно представленным, зафиксированным (неоднократно описанным) и передаваемым «по наследству» способом разрешения конфликтов.

Однако практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это способы, снижающие активность самих дошкольников и не способствующие формированию умения разрешать конфликты конструктивными способами. Поэтому можно сделать вывод, что сегодня недостаточно внимания уделяется такому эффективному средству обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста как интерактивные игры и упражнения.

А это в свою очередь указывает на противоречие между задачей обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей интерактивных игр и упражнений для ее разрешения.

Из противоречия вытекает проблема исследования: каковы возможности интерактивных игр и упражнений в разрешении конфликтов у детей дошкольного возраста?

Тема исследования: «Интерактивные игры и упражнения как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста».

Учитывая тему и ее актуальность, в качестве цели исследования выступает: выявление и экспериментальное подтверждение возможностей интерактивных игр и упражнений в обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: обучение конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: интерактивные игры и упражнения как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: обучение конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений будет успешным если:

- будет разработан комплекс интерактивных игр и упражнений, способствующий развитию сотрудничества и снятию конфликтности;

- в работе с детьми будут использованы психогимнастические этюды, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость постановки и решения ряда задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте;

2. Выявить возможности интерактивных игр, упражнений в обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста;

3. Выявить уровень проявления конфликтности и способы поведения в конфликтных ситуациях детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность комплекса интерактивных игр и упражнений направленного на обучение конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, социометрический метод, количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей интерактивных игр и упражнениях в обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации комплекса интерактивных игр и упражнений направленного наобучение конструктивному разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок…

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок грамматики и математики в лесной школе» Цель: закрепить знания детей, полученные...

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Читайте также

Досуг ПДД в первой младшей группе «Мой друг светофор»

Досуг ПДД в первой младшей группе «Мой друг светофор» Цель: - Продолжать знакомить детей с значением светофора. Задачи: - Закрепить цвета сигналов светофора, их назначение...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...