Особенности применения поэтапного плана разучивания песен с детьми старшего дошкольного возраста

 

Занимаясь развитием певческих навыков у детей дошкольного возраста, я опираюсь на игровые методы работы, предложенные О.В. Кацер в книге «Игровая методика обучения детей пению». Начиная обучение детей пению, важно сделать этот процесс увлекательным, радостным и понятным.

Прежде всего необходимо, чтобы дети смогли прислушаться к своему голосу, почувствовать возможности своего голосового аппарата и сделать это проще через игру звуками своего голоса, интонациями речи, имитацию и подражание звукам животных и сказочных персонажей и потом только переходить к пению, передающему эмоции и настроения.

И, в этой связи, необходимо подчеркнуть, что интонация - это связующее звено между речью и пением. Ребенок сначала учится красиво, выразительно, эмоционально окрашено говорить и только потом уже петь.

Задачи при выборе песенного материала:

- вовлечь детей в совместную деятельность с музыкальным руководителем;

- соответствие степени сложности материала возрасту детей;

- создать положительный эмоциональный настрой при исполнении песни;

- соблюсти контекст песни (осенняя тематика, приветствие Осени);

- освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.

На примере нескольких песен, которые я разучивала с детьми старшего дошкольного возраста к осеннему утреннику, я попробую продемонстрировать основные этапы разучивания песенного репертуара.

Песня «Осень, в гости к нам идет» Музыка и слова Е. Гомоновой;

Песня «Что случилось?» автор песни Арина Чугайкина;

Песня «Осень золотая в гости к нам пришла» муз. и сл. П. И. Ермолаева.

Подготовительным этапом будет приветствие в начале занятия, в котором я использую:

1. Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать, шипеть и т.д.), звукам окружающего мира (тикать, капать, гудеть, выть, скрипеть и т.д.). Игры помогают детям воспроизводить интонации различной высоты и громкости.

2. Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения.

Эти игры в форме ритмодекламации помогают в формировании естественного звучания голоса ребенка, дают почувствовать свободу в общении со сверстниками. Так, к примеру, мы возьмем за основу игры простые и понятные ритмы имен детей. В данном случае текст не создает дополнительной сложности и дети могут поиграть с именами, сидя в кругу, произнося слова тихо или громко, с различными интонациями, высокими или низкими голосами, как зайчики или медвежата, к примеру, быстро или медленно.

Далее, если это новая для детей песня, необходимо дать им ее прослушать, потом побеседовать о ее содержании, настроении и потом уже переходить к ее разучиванию. Знакомить с новой песней можно тоже в игровой форме. Так, к примеру, можно предложить деткам пойти погулять в осенний лес, где мы повстречаем различных животных, предложить детям превратиться в белочек, лисичек, волчат, ежиков и дать им возможность побегать, попрыгать, подражая выбранному персонажу, а затем мы окажемся на волшебной поляне, ложатся отдохнуть и слушают песню, которую исполняет педагог в роли Осени.

Следующим этапом в разучивании песни является проговаривание текста.

В запоминании текста и его правильного ритмического воспроизведения помогает жестикуляция, иллюстрирующая содержание песни. Так, в песне «Осень в гости к нам идет», если мы попросим деток на каждую фразу «листик желтый» поднять ручки по очереди ладошкой вверх, то тем самым ребенок сам себе продирижирует и быстрее запомнит текст песни.

Тоже самое и в припеве: (исходное положение- руки на поясе)

Приходи, красавица, (правую руку отводим в сторону и возвращаем в исходное положение).

Осень золотая (левую руку отводим в сторону и возвращаем в исходное положение).

Деткам очень нравится (пружинка на сильные доли.

Осень золотая.

Плавное движение рукой в сторону побуждает детей распевать на legato слово «приходи» и вести мелодию к слову «красавица», подчеркивая 2-ю гласную «а». Тоже самое и со второй фразой. Нет необходимости требовать осознанного отношения детей к звукоизвлечению и фразировке. Важно дать им правильный образ, движения и подкрепить это игровыми моментами.

Помогает применение прохлопывания ритмического рисунка песни, одновременно проговаривая стих песни. Взяв одну фразу из песни можно немного позаниматься развитием чувства ритма. Взять, к примеру, первую фразу из песни «Что случилось?». Эту фразу можно простучать ладошками, можно 2 восьмые хлопнуть, а 2 четвертные топнуть. Разбив детей на группы: восьмые и четверти, мы получаем оркестр длительностей. Дети-восьмые начинают фразу, а дети-четверти продолжают.

Когда текст детям понятен, когда они могут его воспроизвести, мы переходим к разучиванию мелодической составляющей. Мы пропеваем мелодию на слоги «ля», «ма». Очень помогает игра в «эхо», когда педагог поет первую фразу, дети ее повторяют, потом разделить детей на 2 группы и продолжить игру, но у одной группы будет задача петь тихо, как рыбки, а у другой – громко, как птички, потом поменяться ролями. Так, к примеру, песня «Осень золотая в гости к нам пришла» построена целиком на этом приеме. Педагог поет фразу, дети ее повторяют. Впоследствии каждый ребенок может попробовать быть в роли педагога, пропевая каждую первую фразу текста. Можно попеть эту песню, разделив детей на группы: мальчики и девочки. Важно подчеркнуть, что необходимо больше петь a’сapella, так-как сопровождение может отвлекать детей от мелодической линии и в результате они могут петь неточно и фальшиво. При разучивании мелодической линии обязательно нужно заострять внимание на движении мелодии вверх или вниз. Здесь поможет применение метода звуковысотного показа рукой. Не следует долго засиживаться на пении без слов, так, как при воспроизведении песни может возникнуть сложности с артикуляцией слов во время пения, я имею ввиду произнесение согласных звуков.

Следующий этап разучивания – это соединение стихотворного текста и мелодического рисунка. Здесь, опять-таки, мы прибегаем к помощи движений руками и туловищем. Если текст заставляет детей петь медленнее, значит, на этапе разучивания слов, дети недостаточно прочно их усвоили. На этом этапе, важно учить с детьми песню в том темпе, в котором она будет исполняться и не потерять эмоциональной непосредственности во время ее исполнения. Во время пения детям нужно что-то делать с руками, им сложно просто стоять и петь, поэтому нужно дать простые движения, которые помогут раскрыть смысл песни и в то же время, занять руки детей. В проигрышах нужно дать деткам немного подвигаться - покружиться, потопать, покачать ручками над головой. Статичное вертикальное положение корпуса ребенка допустимо лишь на короткий промежуток времени. Но не стоит злоупотреблять движениями во время пения, чем часто грешат музыкальные руководители, заставляя детей одновременно и петь, и танцевать, что приводит к сбивчивому дыханию, плохой дикции и наносит вред голосу ребенка.

В заключении хочу еще раз подчеркнуть – радость и удовольствие связанные с игрой скрадывают однообразие повторений при разучивании песен.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...