Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх

 

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Способность к воображению Л.С. Выготский считал центральным психическим новообразованием дошкольного возраста, именно в этот период закладываются основы его развития.

Характерной особенностью воображения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Деятельность воображения сочетается с подражательностью. Дети испытывают сложности, как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением заданного сюжета, так и с созданием собственных замыслов. Более того, разные опоры (наглядная и словесная) не являются для дошкольников с нарушением интеллекта «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.

В режиссерских играх цепочки игровых действий не обобщаются и не заменяются словом. Дети испытывают трудности в использовании ролевой речи. При выполнении заданий на творческое воображение дошкольники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в разных видах помощи взрослого: эмоциональной, вербально - направляющей, наглядно организующей и обучающей.

В связи с этим мы попытались определить возможности активизации и развития творческого компонента данной психической функции и личности детей, посредством формирования предпосылок творческого воображения в театрализованных играх.

Основные теоретические положения и данные об особенностях развития воображения старших дошкольников с умственной отсталостью позволили определить направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у детей данной категории в театрализованных играх. Таких направлений мы выделили три.

  1. Формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованно-игровой деятельности.

На этом этапе работы было важно вызвать у детей положительное отношение к театру, желание играть и участвовать в разных театрализованных играх; включаться в творческую деятельность совместно со взрослым. Коррекционная работа началась с приобщения детей с интеллектуальной недостаточностью к театру. На занятиях и в часы досуга они знакомились со сказками, инсценированными в настольно - плоскостном театре и на фланелеграфе. Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражали сформированные представления в своих рисунках.

Для более успешного решения коррекционных задач, были определены составляющие компоненты общения с детьми, которыми явились: постановка для педагога цели общения, создание атмосферы увлеченности, демонстрация расположенности педагога к ребенку, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости и одобрения через авансирование, оказание разных видов помощи, а также использование педагогом всех имеющихся вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика, выразительность речи).

Учитывая тот факт, что основой для развития творческого воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений было определено второе направление коррекционной работы.

  1. Обогащение эмоционально-чувственного опыта дошкольников

с нарушением интеллекта в условии театрализованных игр.

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действия персонажей, понимание характерных особенностей и их образов; сформировать представления детей о композиционном построении сказок и умения целостно видеть воображаемый сюжет и образ.

Детям предлагаются различные задания, в которых они должны пересказать сказку в различных вариантах: по эпизодам, коллективно, по очереди, по частям, а также дети вместе с педагогом учатся составлять «фильм-сказку» из предложенных картинок, из разрезных картинок, изображающих эпизоды сюжета. Другой формой развития активного восприятия и обогащения эмоционально-чувственного опыта является чтение сказки с последующей беседой и показом к ней иллюстраций. В процессе обсуждения сказки дети учатся видеть отдельные эпизоды, выражать свое отношение к героям.

Как известно, для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационной выразительности в театрализованно-игровой деятельности. Это условие определяет содержание следующего этапа коррекционной работы.

  1. Овладение в доступной форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов, сюжетов.

Овладение детьми элементами техники, перевоплощение в образы персонажей осуществляется постепенно. Сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем овладевать пластической выразительностью и только после этого ставится задача целостного воплощения образа персонажа.

Перевоплощение предполагает и пластическую выразительность сценического образа. Поэтому учим детей невербальному выражению образов персонажей, овладению способами пантомимической выразительности. В обучении способам невербальной передачи образа используется серия заданий. При этом в одних заданиях передаваемые воображаемые действия требуют отдельного физического напряжения и усилия тела: «полить цветы из лейки», «подмести пол», «замесить воображаемое тесто»), в других действия не связаны с большим физическим напряжением, а передаются кистью, пальцами руки: «расчесать волосы», «помыть руки», «нанизать бусы». При выполнении игровых заданий всегда определяются обстоятельство и цель задания.

В процессе обучения детей передаче образа используется прием сопоставления физических ощущений, возникающих при передаче воображаемых действий с реальными предметами. Детям предлагается сначала выполнить действия с реальными предметами, затем с воображаемыми и снова с реальными. При этом дается установка запомнить свои физические ощущения в действиях с реальными предметами. А во время действий с воображаемыми предметами вспомнить эти ощущения и сосредоточиться на них. Чтобы помочь ребенку удерживать в воображении заданный образ и конкретизировать действиями его эмоциональное состояние, ему предлагаем использовать «речевую поддержку» (мысленное проговаривание текста).

На этом же этапе обучения дети овладевают способами организации сюжета построения сказки, приемами повторности, троекратности повторения эпизодов, цепного построения композиции.

Все общение с ребенком в процессе обучения направленно на создание для детей с интеллектуальной недостаточностью ситуации успеха. Известно, что только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает ребенку преодолевать свой страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание.

Но ситуация успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилие и видит успех. На всех этапах коррекционной работы особое значение придается использованию приема индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребенка при выполнении различных заданий. В этом случае он чувствует себя уверенно, исчезает застенчивость, он с огромным желанием берется за выполнение задания и полностью проявляет свои возможности.

Таким образом, воображение как целостная способность к концу дошкольного возраста без специального обучения не формируется, необходимы развивающие педагогические влияния, которые бы существенно расширили зону ближайшего развития детей в указанном направлении и реализовали все имеющиеся у ребенка потенциальные возможности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Проект «Наши пернатые друзья»

Проект «Наши пернатые друзья» Срок реализации проекта: краткосрочный (2 последние недели января). Вид проекта: информационно – творческий. Участники проекта: воспитанники группы № 2...

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль» Введение Актуальность. Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать...

Читайте также

Виды гимнастик для использования в ДОУ

Виды гимнастик для использования в ДОУ Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для...

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир»

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир» Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Обучающие: - Выявлять знания детей о живой...

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными»

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными» Кошки, собаки, хомячки, морские свинки, птички и рыбки – мы привыкли...