Двигательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

Актуальность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, которая является одним из существенных условий всестороннего развития детей. Малоподвижное положение за рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма детей, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Общая двигательная активность детей снижается по мере их взросления, в силу увеличения учебной нагрузки. Дефицит двигательная активность в режиме дня в значительной мере обуславливает появления гипокинезии, которая может вызвать изменения в организме детей. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же в сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

Придавая особую значимость роли двигательной активности, необходимо определить приоритеты.

Цель – проследить динамику физического развития детей младшего школьного возраста занимающихся физическими упражнениями в спортивных секциях и их сверстников обучающихся по программе дошкольного учреждения «Детство» (ФГОС).

Организация и методы исследования. Работа проводилась на базе «Начальной школы – детского сада № 67 ОАО «РЖД».

На начальном этапе был проведен анализ учебной и научно-методической литературы. Разработан и определен период тестирования физических способностей детей, который состоял из трех этапов в начале, средине и в конце учебного года.

На втором этапе в течение учебного года проводилось педагогическое наблюдение двигательной активности детей в рамках режима дошкольного учреждения, а также проведено тестирование физического развития детей по заранее разработанному плану.

Заключительный этап исследования включал в себя анализ и обобщение полученных данных.

Результаты и их обсуждение. При систематических занятиях в спортивных секциях детей младшего школьного возраста происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма детей. Этому, главным образом, способствуют положительное влияние дополнительных факторов на закрепление умений и навыков физических упражнений.

Регулярные занятия физическими упражнениями в спортивных секциях приводит к увеличению капиллярной сети мышц. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя капилляры не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ во время мышечной работы по сравнению с состоянием покоя возрастает. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физическая нагрузка должна быть систематической, разнообразной и не вызывала переутомления.

Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Это объясняет, тот факт, что когда ученик сидит и думает над сложной задачей и вдруг чувствует потребность пройтись по комнате. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Результаты педагогического наблюдения, характеризующий уровень двигательной активности свидетельствует, что до 75 – 80 % дневного времени дети находятся в не подвижном положении. Анализ произвольной двигательной деятельность составляет примерно до 18 – 24 % в режиме дневного пребывания в дошкольном учреждении.

Средние показатели развития физических способностей занимающихся детей в спортивных секциях на 15 – 20 % выше. Масса тела соответствует возрастным нормативным требованиям, окружность грудной клетки на 1,5 – 2 см больше, сила сжатия кисти выше 2,5 – 3,5кг, а жизненный объём легких на 0,5 – 1 литр превышает средне статические показатели учеников, не посещающих спортивные секции. Таким образом, можно утверждать с достаточной точкой вероятности, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют относительно достаточную двигательную активность, которая в свою очередь является одним из необходимых условий гармонического развития личности.

Выводы.

1. Занятие в спортивных секциях положительно воздействует на достаточность двигательной активности детей младшего школьного возраста. Применение здоровьесберегающих формы работы, способствуют всестороннему и гармоничному развитию подростков.

2. Дефицит двигательной активности рекомендуется восполнять занятиями в спортивных секциях и оздоровительных центрах, что в дальнейшем позволит школьникам избежать нарушения скелетно мышечного аппарата, сердечнососудистой и центральной нервной системы.

3. Динамика физического развития детей имеет устойчивую взаимосвязь с двигательной активностью детей, что подтверждает выше изложенный материал.

 

Список литературы.

1. Абдульманова Л. В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998. – С.187-225.

2. Красношлык З. П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». – Владикавказ, 2008. – 150 с.

3. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Гаев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. – С.-П.: РГПУ им.Герцена А. И., Союз. – 2000. – 159с.

4. Змановский Ю. Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребёнка // Дошкольное воспитание. – 1978. – №8. – с. 45-51.

5. Хрущёв С. В. Двигательная активность детей и оздоровительная роль физической культуры // Вопросы охраны материнства и детства. – 1978. - №2. – с.13-15.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети...

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну…

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну сказок» Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются...

Читайте также

Проект «Огород на окне»

Проект «Огород на окне»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»