Подвижная игра как средство формирования взаимопомощи у детей дошкольного возраста

 

В настоящее время особую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. Данные Госкомстата России, НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют о том, что за последние пять лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12 %, а общей - на 15 %, до 80 % хронических заболеваний развивается в раннем возрасте. При этом ухудшение состояния здоровья происходит на фоне высоких нервно-эмоциональных перегрузок, малоподвижного образа жизни, снижения интереса к занятиям физической культурой [3].

В связи с этим воспитание здорового поколения с гармоничным физическим развитием является одной из основных задач современного образования. В то же время, сложившаяся система дошкольного образования, учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и осуществляет лишь формирование двигательных качеств и навыков, недооценивая значение подвижных игр как важного средства развития личности ребенка – физического, психологического, познавательного и др.

Подвижные игры способствуют и нравственному развитию ребенка дошкольника, формированию его нравственной активности. По мнению ряда исследователей (А.В. Булатовой, Л.В. Крайновой, Л.В. Деньевской, А.Д. Шатовой и др.) наиболее сензитивным периодом для формирования нравственной активности в подвижной игре является пятилетний возраст [1; 4].

В подвижных играх дети учатся согласовывать свои действия с действиями партнеров, учитывать интересы, потребности других игроков, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, чуткость, отзывчивость, справедливость, взаимопомощь.

Теоретический анализ литературы показал, что педагогами и психологами изучалась проблема взаимодействия детей друг с другом. Над данной проблемой работали, такие ученые как Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Б.С. Волков и др. Воспитательные возможности подвижных игр в дошкольном возрасте исследовались Л.В. Артемовой, А.М. Коровиной, Э.Я. Степаненковой, И.В. Сушковой и др. [5]. Однако вопросу формирования взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста уделено недостаточное внимание, что и побудило нас к выбору темы магистерской диссертации «Формирование взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста в подвижной игре».

Мы полагаем, что общие интересы, цели, игровые двигательные задания, совместные действия в подвижных играх способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, навыков сотрудничества у дошкольников.

Формировать у детей взаимопомощь и сотрудничество в игре необходимо с раннего возраста, обращая внимание на нравственное содержание ролей, при обучении игровым действиям одновременно ориентировать ребенка, как на их осуществление, так и на пояснение нравственного смысла.

Особое внимание следует обращать на критерии отбора подвижных игр, способствующих формированию взаимопомощи:

- наличие нравственно-ценного содержания подвижных игр;

- взаимосвязь подвижной игры с жизненным опытом ребенка;

- доступность и эмоциональная привлекательность игровых ролей, позволяющих проявить взаимопомощь.

Следует учитывать также, что в среднем дошкольном возрасте у детей возникает интерес к состязательности, соперничеству в различных видах деятельности, связанный с проявлением потребности в самоутверждении, мотивации к достижениям [2].

Однако у части детей (около 15%) в процессе игры отмечаются негативные проявления. Возможно, это обусловлено слабым развитием произвольности поведения, влиянием эмоций. Поэтому участников игры или соревнования следует с самого начала ориентировать на нормы нравственного поведения. Это очень важно, так как дети, которые воспитываются в свободной от соперничества обстановке, в современном обществе будут попадать в ситуацию соперничества, не будучи подготовленными к ним. Поэтому в работе с дошкольниками необходимо строить педагогический процесс таким образом, чтобы в нем гармонично сочеталось соперничество детей с их сотрудничеством.

По мнению М.А. Васильевой, для обучения взаимодействию детей друг с другом необходимо сначала использовать подвижные сюжетные игры с несложными правилами. Это игры-забавы, в которых дети действуют совместно и одинаково, что исключает соперничество и игровые конфликты. 3атем предлагать игры с определенным принципом: игровые действия одних должны быть адресованы другим с переходом на совместные коллективные действия.

Следующим этапом формирования становится обучение совместным взаимодействиям в команде и подчинению открытым правилам. Для этой цели наиболее всего подходят подвижные бессюжетные игпы, так как в них дети согласовывают свои действия не по ролям, а по цели деятельности, в соответствии с правилами. Воспитатель может принимать участие в таких играх на правах партнера, показывая пример взаимодействия в ситуации общей задачи.

Если дети во время игр точно выполняют предложенную систему требований и постоянно осуществляют контроль за соблюдением правил, можно переходить к их обучению умению действовать в рамках правил, но по собственному замыслу. Для этого в работу включаются подвижные игры, основанные на элементах спортивных игр. В них соподчинение и согласование действий участников происходят в соответствии с правилами, которые носят сложный характер, роли имеют характер игровых функций (защитник, нападающий и др.).

Воспитатель, выступая как партнер, указывает лишь основные правила и способы выполнения игровой роли. А для достижения результатов в игре дети, опираясь на полученные знания, самостоятельно принимают решения в зависимости от игровой ситуации.

Таким образом, подвижные игры способствуют не только совершенствованию двигательных навыков и психофизических качеств у дошкольников, но в них воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, сопереживание, отзывчивость, чуткость, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм. Подвижные игры образуют фундамент для развития нравственных качеств ребенка дошкольного возраста.

 

Список использованной литературы:

  1. Андреев П.В., Попова С.П. Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников // Вестник СГТУ. - Выпуск № 1/том 4/ 2006. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-psihologicheskih-usloviy-formirovaniya-vzaimopomoschi-doshkolnikov
  2. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.
  3. Карабаева С.И., Нотенко Н.В. Нетрадиционные физкультурные занятия как средство повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 января 2016 г., г. Ижевск). / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – С. 137-140.
  4. Сушкова И.В. Формирование взаимопомощи у детей пяти лет в подвижной игре: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – М., 1994.- 18 с.: Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-vzaimopomowi-u-detej-pjati-let-v-podvizhnoj-igre.html
  5. Сушкова И.В. К постановке проблемы педагогического сопровождения развития начал нравственного сознания у детей пяти-восьми лет [Текст] / И.В. Сушкова//Школа: история и современность: межвузовский сбор ник научных трудов. - Вып. 1. - Липецк: ЛГПУ, 2004. - С. 125-131.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам» Экологический, исследовательско-творческий проект. Первая младшая группа № 3 «Капитошка» Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Дошкольник и компьютерная игра

Дошкольник и компьютерная игра В современном мире процесс формирования общества подразумевает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Его применение способствует увеличению...

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...