Технология исследовательской деятельности, как фактор формирования ключевых компетенций

 

Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. В современных условиях стоит задача перехода от массово-репродуктивных форм и методов обучения и воспитания к личностно-ориентированным, индивидуально-творческим.

К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Одним из самых действенных шагов в этом направлении является исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.

Цель данной технологии развитие познавательной и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Для проведения исследовательской деятельности в нашем детском саду используется метод проектов. Так, например, в этом году в старшей группе был реализован исследовательский проект «Волшебница вода», в основе которого была использована технология исследовательской деятельности. Для осуществления исследования в данном проекте использовался определенный алгоритм действий. Вначале была поставлена проблема. Эта проблема возникла у детей во время наблюдений на прогулке. Ребят интересовали вопросы: «Почему летом идет дождь, а зимой снег? Что такое роса, туман, иней?» данные вопросы натолкнули педагогов на исследования этой проблемы. Первым этапом работы стало формирование целей и задач исследований.

Цель исследования: это познакомить детей с разнообразием состояний воды в окружающей среде, развивать интерес к познанию, к практическому исследованию.

Задачи эксперимента: познакомить со свойствами воды (текучесть, отсутствие собственной формы, отсутствие запаха, вкуса, цвета); развивать сенсорные навыки; поддерживать интерес и любознательность детей к явлениям природы; формировать умение работать в группе; учитывать мнение партнера.

На основе цели и поставленных задач по решению этой проблемы были составлены этапы и план работы по проекту.

В исследовательский этап работы были включены проведение опытов с водой, изучение свойств воды через экспериментирование.

Данный проект был долгосрочным, в котором были использованы различные формы работы: наблюдение, беседы, чтение литературы, заучивание стихов, рисование, игра. А ведущее место здесь занимало экспериментирование. В рамках этого проекта дошкольника старшего возраста совместно с воспитателем проводили различные опыты с водой и делали соответствующие выводы. За время проведения исследований дети узнали, что вода прозрачна, что она не имеет цвета, вкуса и запаха, что вода жидкая и может течь, что вода не имеет формы, что пар - это тоже вода, лед это твердая вода, что в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

В процессе экспериментально-исследовательской деятельности использовались:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В результате проведенной работы в процессе исследовательской деятельности мы отметили, что у детей развивается познавательная инициатива (любознательность), снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, восприятие, мышление, речь в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений, повышается уровень познавательных способностей, идет расширение кругозора. А также у дошкольников развивается коммуникативные навыки.

Проводя данную работу можно отметить, что технология исследовательской деятельности формирует у детей дошкольного возраста следующие компетенции: технологическая, информационная, социально-коммуникативная.

В процессе работы по технологии исследовательской деятельности нами было выявлено, что она способствует у детей развитию:

  • познавательной потребности,
  • творческой активности;
  • учит ориентироваться в новой не стандартной ситуации,
  • планировать этапы своей деятельности,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • принимать решения и применять знания в жизненных ситуациях,
  • доводить начатое дело до конца и добиваться результатов,
  • учит задавать вопросы на интересующие темы,
  • выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам,
  • самостоятельному поиску, а также способствует творческому развитию личности.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы является работа с родителями. Углубленная работа по исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. Для оформления альбома «Где в природе встречается вода» собирали вместе с родителями иллюстрации, фотографии, связанные с водой, а так же загадки, пословицы, стихи о воде. В нашей группе ведется работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, «круглые столы», мастер-классы, консультации (устные, стендовые, индивидуальные), на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Родители помогали в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также с удовольствием продолжали исследования дома вместе с детьми

Таким образом, мы пришли к выводу, что широкое использование исследовательской деятельности в образовательно-воспитательном процессе способствует развитию у дошкольников познавательного интереса, мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

 

Библиографический список.

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999.
  2. Егорова Т.А. «Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. – www/researcher/ru
  3. Инновации в детском саду. Н.В.Микляева. АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008 г.
  4. Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. И. Урмина, Т.Данилина. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2009 г.
  5. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Т.В.Хабарова.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург 2011г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...

Спортивный праздник «Путешествие Буратино»

Спортивный праздник «Путешествие Буратино» (Подготовительная к школе группа) Цель: Создать хорошее настроение, развивать координацию движений.   Ход мероприятия: Здравствуйте, дети. Сегодня мы поговорим о приключениях Буратино...

Читайте также

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...