Сайт для воспитателей детских садов



Реализация регионального компонента средствами дидактической игры

 

В русле реализации Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности с детьми учет регионального компонента рассматривается нами, как условие вариативности дошкольного образования.

Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры [1]. Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.

С целью реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 96 г. Орска нами разработаны дидактические игры, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических, национальных особенностей города.

Учитывая принцип «от близкого к далекому», первые знания дети получают о родном дошкольном учреждении. Для знакомства с помещениями детского сада, их назначением нами разработана дидактическая игра в виде паззла «Мой детский сад».

Цель: познакомить детей 4-6 лет с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

Материал: реальные фото помещений дошкольного учреждения (спортивный зал, музыкальный зал, кухня, прачечная и др.), разрезанные на части в виде паззла

Дидактическая задача: собрать паззл, назвать помещение и его назначение.

 

дидактическая игра

дидактическая игра

 

Не менее интересным пособием является дидактическая игра для детей 5-6 лет «Составь картинку из кубиков».

Цель игры: Знакомить детей с достопримечательностями города Орска.

Игровая задача: составить из кубиков картинку по образцу.

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закрепить знания детей о городе Орске; воспитывать любовь и уважение к родному городу.                         Развивать внимание, память, мышление, усидчивость.

Ход игры.

Воспитатель с ребенком рассматривают образцы – картинки с достопримечательностями города Орска. Ребенок называет, какие интересные (архитектурные) здания изображены на них, при затруднении воспитатель помогает.

Ребенок выбирает картинку, по которой будет собирать кубики. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть кубики, подобрать элементы на их сторонах. Ребенок при помощи воспитателя собирает картинку. Если ребенок самостоятельно пытается собрать картинку, это поощряется похвалой. После того, как картинка собрана, воспитатель спрашивает, что собрал ребенок. Один ребенок может собрать все 6 картинок или каждую картинку собирают по очереди.  

 

дидактическая игра

 

Формированию представлений об архитектурных строениях города, зданиях и их назначении, памятниках и их месторасположении способствует дидактическая игра «Заколдованный город».

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материал: карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Дидактическая задача: «расколдовать» город, т. е. соотнести силуэт здания с его изображением.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живёте?

- Как давно был основан наш город?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

- Какие памятники старины есть в нашем городе?

- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например, контур здания театра - фотография здания театра.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

 

дидактическая игра

 

Продолжением темы знакомства с культурным и архитектурным своеобразием города Орска является дидактическая игра-лото «Мой город».

Игра предназначена для детей 4-6 лет.

Цель игры: продолжить знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками и достопримечательностями города Орска. Обогатить представления о промышленных культурных объектах города, этническом составе населения территории.

Материал: 9 больших карт с изображением различных мест города Орска и 27 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила: заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит, какие рисунки на карточке изображены. В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник закрывает данное место на большой карте.

 

дидактическая игра

 

Знакомство с региональным компонентом предполагает формирование представлений о природе (флоре и фауне) Оренбуржья. В рамках ознакомления с животным миром Оренбургской области мы разработали дидактическую игру-лото «Животный мир Оренбуржья». Игра предназначена для детей 4-6 лет.

Цель игры: познакомить детей с фауной Оренбуржья, упражнять в классификации животных, воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Материал: 9 больших карт с изображением различных животных Оренбуржья и 36 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила: заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит «У кого такая картинка?». В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник рассказывает, кто изображен на маленькой карточке и затем закрывает ей такую же картинку на игровом поле.

 

дидактическая игра

 

Разработанные нами дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурным наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием, развивают чувство патриотизма, расширяют социальные представления.

 

Список используемых Интернет-источников:

  1. Национально-региональный компонент учебного плана http://sociolinguistics.academic.ru/425/
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.htm




Новые публикации

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах пр…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции «Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к...

Читайте также

Дидактическая игра на развитие зрительного восприятия «Совята»

Дидактическая игра на развитие зрительного восприятия «Совята» 1 младшая группа   Группа: дидактическое пособие по развитию пространственного мышления, освоения навыков по преодолению страха...

Сенсорный праздник в 1 младшей группе «Карандаш в гостях у малышей»

Сенсорный праздник в 1 младшей группе «Карандаш в гостях у малышей» Задачи: закрепить практические знания детей о цвете на чувственно-эмоциональной основе;воспитывать любовь к родному языку...

«Игровой калейдоскоп» (Подготовительный этап к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет…

«Игровой калейдоскоп» (Подготовительный этап к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»)   Цель: - Создать предпосылки к сюжетно-ролевой игре, используя проблемную ситуацию. Задачи: - познакомить с понятием «Супермаркет», о...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

ЛЭПБУК «МОЯ ПОДРУЖКА РЕЗИНОЧКА»

Для детей от 3 до 7 лет по образовательной области «Социально коммуникативное и физическое развитие» Лэпбук содержит необходимый систематизированный материал по теме «Дворовые игры» и помогает быстро и эффективно усваивать новую...

Конспект НОД по обучению грамоте в подго…

Задачи:     продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»); упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели; обратить внимание на смысловую законченность предло­жения; отрабатывать четкую артикуляцию; познакомить с буквой «Ч»; развивать мелкую моторику руки...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной тех…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Канаш   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной технике рисования: рисование с пеной для бритья «Необычное творчество» Руководитель проекта: ЯКОВЛЕВА З.В. Канаш - 2019 Паспорт проекта Название проекта «Необычное творчество» Руководитель проекта Яковлева Зоя...

Весть из группы "Наше лето"

Весёлое лето Лето, лето к нам пришло,Стало сухо и тепло,По дорожке прямикомХодят ножки босиком. Кружат пчелы,Вьются птицы,А МаринкаВеселится. Увидала петуха:– Вот так чудо! Ха-ха-ха!Удивительный петух:Сверху – перья, снизу – пух! Увидала поросёнка,Улыбается девчонка:– Кто...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство