«Детская ложь»

В детской среде с самыми разными нечестными поступками мы сталкиваемся довольно часто. Что же толкает ребят на ложь ,обман? Бабушка, жалея внучку, обещает не говорить о её поступке маме, а мама, боясь отцовского гнева , покрывает сына. Так бывает: желая избежать неприятной сцены сегодня, сейчас, взрослые дают детям недопустимые уроки лжи.

Климат семьи плох для воспитания детей не только там, где пьют, ссорятся, грубят, не уважают, обманывают друг друга, но и там, где заботятся лишь о том, чтобы накормить детей, где нет духовног общения, дружеской близости между старшими и младшими. Подобная обстановка создаёт благоприятную почву для такого порока, как ложь, обман. Но бывает и так, что в семье ничего этого нет: семья благополучная, а дети все-таки огорчают своими нечестными поступками. Секрет здесь чаще всего кроется в отсутствии соответствующей профилактической воспитательной работы в семье. Профилактика - это предупреждение. Что же помогает предупреждать зарождение у ребёнка склонности ко лжи, обману? Очень многое именно из того, чему взрослые подчас не придают значения, пока ребёнок маленький.

Случаи, когда отец, мать, бабушка обещают малышам что-то купить, почитать, сходить куда-то, а потом не сдерживают своё обещани е- очень частое явление в семье. Всё это пустяки , думают старшие: огорчится ребёнок, даже поплачет, а потом забудет. Но когда ребёнок и сам начинает не сдерживать то одно, то другое своё обещание, его упрекают, наказывают, стыдят, уличают во лжи. Такой разлад между собственным поведением и предъявляемыми к ребёнку требованиями отнюдь не способствует воспитанию у него ответственности за данное слово. А что способствует? Прежде всего - стремление взвешивать, рассчитывать свои возможности, время, обдумывать сложность и трудность обещанного . У маленьких ребят разлад дела со словом чаще всего и объясняется неумением оценить свои силы.

Если ребёнок краснеет будучи уличён в обмане или рассказывая о нём,- значит ещё не всё потеряно. Однако быть всегда и во всём правдивым – нелегко. Это хорошо знает каждый из нас. Бывают такие моменты, когда честный поступок, верность своему слову требуют преодоления каких-то трудностей, большой силы воли. Многих ребят именно слабость воли и толкает на ложь: получил двойку, подрался с кем-то, потерял новые перчатки - всё это скрывается, чтобы дома не попало. Пошёл после школы с ребятами в кино, а дома сказал, что дежурил в классе. Страх перед наказанием, стремление избежать неприятных объяснений, разговоров подсказывает ребятам «красивую ложь». Вот почему активное воспитание у ребёнка таких волевых качеств, как сознательность действий, настойчивость, решительность, помогает им устоять против соблазна сказать неправду, чтобы обойти неприятности.

Когда ребят с малых лет убеждают в этом на конкретных примерах – книжных и жизненных, то положительные нравственные переживания, оценки, связанные с правдивым поведением, постепенно становятся моральной нормой. «Волк нехороший – обманывает козлят, поет маминым голосом мамину песенку, чтобы козлята открыли дверь. Он злой обманщик», – говорит бабушка, рассказывая внучке-малышке сказку «Волк и семеро козлят».

- Это машинка Саши, а ты говоришь, что нашел её. Стыдно брать чужую вещь ,говорить неправду. Пойди сейчас же и отнеси машинку Саше!

Это первые уроки правдивости. Семья может очень многое сделать в укреплении чувства чести. И не только разговорами о честности и чести.

Важно с юных лет помогать ребенку не накапливать опыта бесчестного поведения.


По материалам книги А.О.Пинт "Это вам, родители" (Книга вторая).





Новые публикации

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание». Тема: «Количество и…

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени» Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Цель: Развитие...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как…

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как мы учили медвежонка» Цель: Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об...

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора…

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора «ТехноЛаб» и конструктора «Полидрон Супер – Гигант» В обновленном содержании дошкольного...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Знакомство с магнитом и его свойствами»     Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель:...

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца…

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в первой младшей группе   Форма работы: рассматривание березы и ее листьев. Цель:...

Развлечения к «Дню Матери» (средняя группа)

Развлечения к «Дню Матери» (средняя группа) Цель: - способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Создать праздничное настроение...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Конспект сюжетно-ролевой игры " Веселое кафе" в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка…

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе  с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна»  Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область – речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство