Развитие способов познавательной деятельности

 

Собственная познавательная деятельность ребенка - основной путь познания окружающей действительности.

Работая с детьми пятого года жизни, я наблюдаю у них потребность к познавательной деятельности (например: желание и готовность искать интересующую информацию, написать что-то самому, запомнить новые названия, экспериментировать…).

Я стараюсь поддерживать их стремление к самостоятельному познанию. Учитываю интересы детей, их личностные особенности, потребности, опыт. В этом мне помогает использование проектного метода, который способствует развитию познавательного интереса к разным областям знаний. Ежедневно я создаю развивающую среду, стимулирующую активность детей, позволяющую исследовать и самовыражаться. У моих детей есть возможность выбирать (в основе свободного выбора лежит личная заинтересованность - внутренняя мотивация), активно и самостоятельно действовать в разных центрах активности («Науки», «Искусства» «Книги», «Математики», «Песка и воды», «Семьи», «Строительства», «Грамоты»…) пробовать свои силы в разных видах деятельности (в которых они чувствуют себя более органично).

Мои дети много экспериментируют, решают проблемные ситуации, головоломки, моделируют, пользуются схемами и пытаются сами их создавать. В ходе собственных действий они приобретают свой опыт, впечатления. А я стараюсь его уточнить, обогатить, обобщить в процессе партнерского взаимодействия.

Например, во время проекта «Профессии» мои воспитанники много играли в сюжетно- ролевые игры («Театр», «Магазин», «Ателье», «Почта»…..), в ходе которых столкнулись с необходимостью знать и применять цифры (совершая покупки, снимая мерки, покупая билеты …). Я предложила детям самим изготовить реквизит для игр (деньги, билеты, ценники…).

А когда нашу группу посетила мама-дизайнер по костюму, у детей возникло другое желание. Во время мастер класса дети экспериментировали с разными материалами (исследовали их в воде, прошивали, примеряли модели на себя…). А потом у них возникла идея создать журнал мод и сшить одежду для кукол. Взяв на себя роль швеи, дети задались вопросом как же действовать? Мною были предложены средства для измерения. Дети с удовольствием измеряли кукол и записывали мерки (рост), а потом измеряли ткань. Так в ходе собственных действий они приобрели свой собственный опыт.

Приобретая новый опыт (самостоятельно или во взаимодействии с другими) мои дети стремятся поделиться им с друзьями. Я стараюсь эту инициативу ребенка поддержать. На детском совете (2 круге), после работы детей в центрах активности, каждый желающий делится своими успехами (обсуждает процесс своего развития). Я по необходимости помогаю вопросами: что сегодня получилось, чему научился, как смог это сделать, были какие-то трудности….

В ходе обсуждений стараюсь помогать видеть ребенку свои успехи, уважительно и серьезно отношусь к тому, что демонстрирует ребенок. Такие обсуждения приносят радость и удовольствие, а это мотивирует к дальнейшему развитию.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ…

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ средствами физической культуры» В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного...

Читайте также

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора...

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...