Специфика коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря с детьми дошкольного возраста с ДЦП

 

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты специфики коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря с детьми дошкольного возраста с ДЦП.

1.1. Особенности психофизиологического развития детей с ДЦП.

1.2. Речевое развитие детей с ДЦП.

1.3. Методика коррекционно-логопедической работы при ДЦП.

Глава 2. Формирование активного словаря с детьми с дцп дошкольного возраста с ДЦП.

2.1. Методика обучающего эксперимента.

 

Введение

Актуальность проблемы исследования. Проблема коррекционно-логопедической работы с детьми с церебральным параличом с нарушениями речевой и познавательной деятельности не нашла еще достойного отражения в отечественной логопедии.

У истоков исследований и практической деятельности в логопедической работе с детьми ДЦП, стояли К.А. Семенова [43], Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова [32], М.В. Ипполитова, Л.О.Бадалян [4], Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, М.Б. Эйдинова, А.Р. Лурия, И.Ю. Левченко [25], О.Г. Приходько [41], Е.Ф.Архипова [2], Т.А. Фотекова, Н.В. Симонова и другие.

По мере изучения детей с ДЦП становилось очевидным, что необходимо начинать коррекционно-педагогическую работу как можно раньше, практически со времени, когда поставлен диагноз «детский церебральный паралич».

В данное время отмечается увеличение роста детей, рожденных с церебральной патологией, при этом в неврологии ДЦП, занимает первое место по детской инвалидности.

Коррекционно-логопедическая работа строится на знании особенностей нарушения речи у детей с ДЦП и последовательной работы. Необходимо всегда учитывать взаимосвязь речевых, двигательных и психических нарушений в развитии ребенка. В результате этого, вся работа логопеда взаимосвязана со стимуляцией развития всех сторон, психических и сенсорных функций. Следовательно, осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.

Работа над речью тесно связана с медицинским лечением, направленным на развитие двигательных функций. Эта взаимосвязь является важным комплексным условием. При постановке диагноза и медико-педагогической коррекции необходима взаимосвязь логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК. При подборе эффективных и адекватных приемов для коррекции речи, необходимо учитывать связь между речевыми нарушениями и двигательными расстройствами, поражение артикуляционной и общей моторики. При поэтапной и последовательной логопедической работе следует учитывать функции, которые сохранились у ребенка. Нужно опираться не на календарный возраст детей, а актуальный уровень нарушения речи [53].

Важно одновременно развивать нарушения артикуляционной моторики и функциональные возможности кистей рук. Так как положение анатомической близости корковых зон, связаны с зонами иннервации речевого аппарата и иннервации мышц рук [23].

В работе с детьми ДЦП необходимо сочетать различные виды и формы коррекционно-логопедической работы (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). Необходима стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, для выполнения целенаправленных артикуляционных действий, требуется развивать самоконтроль.

Логопедическая работа с детьми ДЦП является перспективной, интересной и, безусловно, необходимой.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является определение наиболее эффективного пути логопедической работы по формированию активного словаря с детьми ДЦП дошкольного возраста.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность темы исследования определили проблему исследования - определение эффективных логопедических приемов для активного развития речевой деятельности детей ДЦП дошкольного возраста.

 

Глава 1. Теоретические аспекты специфики коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря с детьми дошкольного возраста с ДЦП

1.1. Особенности психофизического развитии детей с ДЦП

Детский церебральный паралич – это расстройства двигательных центров, возникающие в связи с повреждением разных отделов головного мозга. ДЦП - это собирательный термин, который объединяет группы не прогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвитии или повреждения головного мозга в раннем онтогенезе.

После того, как заболевание было обнаружено исследователи стали искать причину этой патологии. Многие считают, что одной из причин является кровоизлияние в головной мозг во время родовых травм. Большая часть детей с церебральным параличом, это недоношенные дети, рожденные с внутриутробной гипоксией, возможно, причинами могли явиться инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы. Ещё одна причина возникновения ДЦП это то, что в перинатальный период развития ребенок перенёс инсульт [47].

Симптомы ДЦП проявляются с рождения, вследствие этого, уже с первых дней после рождения, нарушается ход психического становления малыша. Чаще всего психическое становление ребенка проявляется в двигательных, речевых и эмоционально - личностных нарушениях. Далее эти отклонения появляются и в нарушении речи.

Симптоматика при ДЦП изменяется по мере роста и развития ребенка.

К.А. Семенова выделяет 3 стадии сменяющие друг друга:

1. ранняя (до 5 месяцев),

2. начальная резидуальная (с полугода до 3 лет),

3. поздняя резидуальная (старше 3 лет) [43].

К ранним признакам относятся задержка развития ребенка: ребёнок не держит голову, не тянется к предметам, не переворачивается, не сидит самостоятельно, не ползает. В это время выявляется рефлекторная патология. С опозданием появляются двигательные рефлексы и мешают развитию произвольной моторики. Развитие двигательных функций задерживается и искажается, задерживается развитие слухового и зрительного восприятия.

Малыш плохо слышит находящуюся вокруг себя среду и это воздействует на становления психологических реакций.

Начальная резидуальная стадия может длиться до 3-4 лет. В этот период развивается произвольная моторика, которая протекает в сложных условиях. Это выражается и непосредственно проявляется, прежде всего, в неверных позах сидения и стояния, а также в специфической походке. Но особенные трудности появляются в развитии ручной моторики, и поэтому ребенок не овладевает самообслуживанием.

В данный период необходимо трудится над подавлением нарушенных рефлексов и формированием произвольной моторики.

Поздняя резидуальная стадия характеризуется сравнительной стабильностью патологического двигательного стандарта. Это стадия может рассматриваться не как болезнь, а как патологическое состояние. Решающую роль здесь отводят педагогическим мероприятиям [4].

Часто встречающие признаки при ДЦП:

  • деформация скелета – укороченная конечность на стороне поражения;
  • ограничение в движении;
  • судороги, которые особенно выражаются в первые месяцы жизни;
  • неполноценная работа и отсутствие взаимодействия различных групп мышц (нарушено глотание, плохо сосет, ест, пьёт);
  • нарушен слух, что влияет на задержку речи;
  • нарушена речь, нарушен тонус мышц, ребёнок не контролирует работу языка, губ, горла, в связи с этим не воспроизводятся правильно звуки;
  • нарушение зрения – косоглазие или близорукость.

Со времен, когда Зигмунд Фрейд совместил различные виды судорожных параличей под названием ДЦП, специалисты встречаются с различными трактовками форм и состояний в медицинском и педагогическом аспектах.

В соответствии с этим К.А. Семенова выделяют 5 форм ДЦП:

  1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля). Возникает в связи с поражением центральных двигательных нервов в центральных отделах. Возникает при двусторонних поражениях центральных двигательных нервов в центральных отделах (от двигательных зон коры больших полушарий до ствола головного мозга). Характеризуется присутствием судорожных парезов абсолютно во всех конечностях (тетрапарез). Руки поражены меньше, чем ноги. С этой формой дети имеют благоприятный прогноз в психологическом и физическом развитии.
  2. Гемипаретическая форма. Пораждает односторонние пирамидальные пути в области мозгового ствола или же в области шейных частей спинного мозга. Характеризуется правосторонней гемиплегией или левосторонней гемиплегией.
  3. Гиперкинетическая форма - характеризуется спазмами мышц и нарушениями мышечного тонуса. Движения ребенка затрудняются из-за непроизвольных, насильственных движений. Ребенок с этой формой может при ходьбе выбрасывать конечности вперед или в стороны, может быть перекрут туловища. Присутствие насильственных движений приводит к нарушению развития манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания.
  4. Атонически-астатическая форма – характеризуется снижением мышечного тонуса, отмечается недостаточная способность мышц к сокращению. Двигательные нарушения характеризуются недостаточной координацией движений, ребенок не держит равновесие. При этой форме наблюдается атаксия статическая или динамическая. При статической - ребенок не может стоять, а при динамической, когда ребенок шагает, то он широко расставляет ноги и руки в стороны для удержании равновесии. При взятии предмета движения неточные, плохо координированные. Речь такого ребенка растянутая, медленная, язык занимает всю ротовую полость.
  5. Двойноя гимеплигия (тетрапарез) - поражаются как нижние, так и верхние конечности. Затрудненно развитие двигательных функций. Часто это симптоматика приводит к инвалидности, но при правильном раннем физическом, коррекционно-педагогическом воздействии, можно достичь некоторых улучшений в состоянии ребенка [32].

1.2. Речевое развитие детей с ДЦП

На развитие механизма речи в онтогенезе большое влияние оказывает социально-психологические условия, в которых растет ребенок.

Речь - это социально психологическая функция, которая является обеспечением общения между людьми.

Однако не любое общение способствует развитию речи. Процесс общения формируется лишь в то время, когда востребовано общение и адекватно воспринимается речь.

При правильном развитии речи, фонетика, лексика, грамматика между собой взаимосвязаны.

У детей с ДЦП нарушено сенсомоторное развитие, ребёнок может не реагировать на зрительные и слуховые раздражители. В связи с этим страдает фиксация взора и локализация источника звука.

В первые года при церебральном параличе у ребенка речь развивается медленнее: первые слова появляются к 2-3 годам, фразовая речь к 4-5 годам. У каждого ребенка существуют индивидуальные сроки развития речи, которые колеблются в зависимости от тяжести и локализации поражения головного мозга, состояния интеллекта, начала логопедической работы.

Е.Ф. Архиповой было проведено исследование 155 детей в возрасте от 6 мес. до 2 лет, в котором было выявлено, что у детей была малая звуковая активность, лепет был беден звуками. Патологическое состояние артикуляционного аппарата препятствовало спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков. В большинстве случаев у детей не было той последовательности развития лепета, которая встречается у здоровых детей [1].

У детей с диагнозом церебральный паралич при нарушении работы артикуляционного аппарата нарушена, прежде всего, фонематическая сторона речи, присуще твердое нарушение произношения звуков.

У 60-70% детей встречается нарушение звукопроизносительной стороны речи, в основном это связано с общими двигательными расстройствами. Например, нарушение речи из-за гиперкинезов языка, губ и т.д., меняющийся тонус мышц. При атонически-астатической форме речь медленная прерывистая, монотонная. Нарушается звукопроизношение в виде пропусков звуков, происходит их искажение или замена. При кинестезии ребенок не ощущает положение языка, губ, что характерно затрудняет артикуляцию. Тяжелые речевые расстройства возникают при нарушении слуха, которые чаще встречаются у ребенка с гиперкинезами. Также нарушение звукопроизношения может усиливаться по причине расстройств голосообразования и дыхания.

В самом начале речевого развития многие звуки отсутствуют, далее эти звуки заменяются близкими по артикуляционному укладу мышц, произносятся искаженно, это приводит к непонятности речи ребенка и ограничивает общение со сверстниками и взрослыми.

У детей с ДЦП наблюдается недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. У детей с диагнозом церебральный паралич при нарушении работы артикуляционного аппарата нарушено, прежде всего, фонематическая сторона речи, присуще твердое нарушение произношения звуков.

По данным М.В. Ипполитовной, Н.В. Симоновой, дети с ДЦП 6-7 лет очень редко употребляют предлоги: под, над, перед, между. Также они не дифференцируют временные и пространственные отношения: «поближе ко мне», «от меня чуть-чуть в сторону» и т.д., у них возникают трудности при построении предложений, согласование сказуемого с подлежащим, употребление правильных падежных окончаний. У детей с ДЦП ограничен пассивный и активный словарь, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе различных видах деятельности. Ограничен запас слов в описании предметов и их качеств и действий. Забывают словесные формулировки, неточности употребления отдельных лексико-грамматических групп, часто используют речевые штампы. Фразовая речь формируется в тяжелых случаях лишь к периоду школьного обучения [2].

Неблагоприятно влияют на развитие грамматических навыков дефекты, фонетико-фонематическая сторона. Связь звуковой стороны текста с его лексическим и грамматическим смыслом раскрывает системный подход.

Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление словарного запаса, но и грамматических средств. Грамматический строй языка начинается рано в первые три года жизни. К этому времени ребенок уже опирается на все части речи и основные грамматические категории. Недостаточно выражена грамматическая сторона речи при сочетании двигательных нарушений со снижением интеллекта.

У детей при ДЦП качественные особенности нарушений понимания обращенной речи, также полиморфны. Это можно проследить при затруднении различения фраз с правильным и неправильным интонационным согласованием слов. Из-за ограниченного словарного запаса, недостаточных представлений об окружающем мире и маленького практического опыта, ребёнок плохо понимаем обращенную к нему речь.

Нарушение голоса у детей разнообразны и зависят от классификации дизартрии. Чаще встречаются дети, у которых слабый, тихий, истощенный голос, в процессе разговора они не могут произвольно менять высоту голоса. Также голос очень часто глухой, хриплый, назализированный, сдавленный, гортанный, напряженный.

Мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена, это влияет на разборчивость, эмоционально выразительную окраску. Нарушения голоса связано с параличами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок гортани. Большое влияние на голос оказывают мышцы гортани, которые натягивают голосовые связки. При спастическом сокращении мышц голосового аппарата, в каких-то случаях исключается возможность вибрации голосовых складок, в связи с этим затрудняется процесс образования звонких согласных и он заменяются глухими [48].

Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление словарного запаса, но и грамматических средств. Грамматический строй языка начинается рано в первые три года жизни. К этому времени ребенок уже опирается на все части речи и основными грамматическими категориями. Недостаточно выражена грамматическая сторона речи при сочетании двигательных нарушений со снижением интеллекта.

С вовлечением в патологический процесс мозговых структур при детских церебральных параличах разнообразны клинические формы нарушения речи. Нарушение речи свойственно подразделять на дизартрию – несоблюдение произносительной стороны речи по причине иннервации речевых мышц; алалию - системное нарушение речи при поражении или дисфункции коры головного мозга; нарушения письменной речи – дислексию, дисграфию. Кроме того, под влиянием неблагоприятных внешних факторов могут возникать невротические нарушения речи, заикания.

Клиническая форма нарушений речи при ДЦП разнообразна, что связано с вовлечением в патологический процесс мозговых структур. Речевые расстройства подразделяются на формы:

  • Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи из-за патологической иннервации речевых мышц.
  • Алалия – системное нарушение речи при поражении корковых зон, отвечающих за речь.
  • Дисграфия - нарушение письменной речи.

Кроме того из-за неблагоприятных внешних факторов могут возникнуть невротические нарушения речи - заикания.

При алалии наблюдаются затруднения в усвоении родного языка с раннего возраста. Лишь при специальном обучении ребенок овладевает речью, но не достигает высокого лингвистического уровня.

На протяжении десятилетий в логопедии преобладало мнение, что дети с алалией вообще не владеют экспрессивной речью до 5 лет, либо имеют крайне бедный словарный запас. Считалось, что при специальном обучении такие дети не просто начинают говорить, а способны к овладению быстрой речи. В связи с этим появилось выражение «выход из алалии», «бурный выход из алалии, сопровождающийся заиканием» [46].

В.К. Оршинская заметила, что при лингвистическом анализе алалии видела первую причину в недоразвитии речи в расстройствах формирования фонетико-фонематической системы, так как развитие этой системы имеет непосредственное отношения к анализаторам. А недоразвитие лексико-грамматического строя речи, всегда вторично по отношению к недоразвитию фонетико-фонематической системы.

В основе моторной алалии лежит механизм перевода мысли в речь. При сенсорной алалии ребенок не говорит, но и не понимает речь. Этим детям присуща повышенная возбудимость, у них неустойчивое слуховое внимание, нарушен интеллект.

При алалии правильное произношение звуков происходит благодаря тому, что не нарушена артикуляционная моторика. Другими словами, ребенок может выполнить все артикуляционные движения, но не может реализовать их на «речевом уровне».

Традиционно алалия делится на две основные формы: моторную (экспрессивную), сенсорную. При моторной алалии не срабатывает механизм перевода мысли в речь. При сенсорной алалии ребенок не говорит, но и не понимает речь. Этим детям присуща повышенная возбудимость, у них неустойчиво слуховое внимание, нарушен интеллект. Сенсорная алалия наблюдается преимущественно при гиперкинестической форме ДЦП [46].

Заикание у детей с ДЦП чаще всего имеют сложный невротически-неврозоподобный генез, здесь играют роль психологические травмы: испуг, изменение привычного жизненного стереотипа, волнения, переживание, страх. Особенностью заикания является клиникотонические судороги в дыхательно-вокальных и артикуляционных мышцах. Стойкое заикание сопровождается явными соматовегетативными расстройствами, которые усиливаются в переходном возрасте. При выраженности насильственных движений в речевых и скелетных мышцах на фоне мозжечковой дизартрии возникает заикание [11].

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с церебральным параличом при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в речевой мускулатуре. Это усиливает дизартрические расстройства. Поэтому на подготовительном этапе работы по коррекции дизартрии появляется общее мышечное расслабление и снижения тонуса в речевой мускулатуре.

Клиническая форма дизартрии определяется в зависимости от того, какой отдел двигательной системы пострадал.

При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения тех или иных фонематических признаков. Внятность произношения снижается из-за усиления слюноотделения, а также проявляются хлюпающие звуки. Просодика речи нарушается.

В соответствии с поражением определенного места головного мозга, выделяются следующие формы:

  1. Бульбарная – обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге.

Бульбарная дизартрия чаще встречается у детей с приобретенными поражениями центральной нервной системы. У таких детей темп речи замедляется, произношение приобретает смазанный характер. Нарушена фонематическая сторона речи. Так как при нарушении голосового отдела страдает голосоподача, и гласные, соноры, шумные звуки теряют вокальный компонент. Бульбарные расстройства сопровождаются дополнительными призвуками, вызванными не только нарушением регуляции слюноотделения, но иногда и насильственные сосательные движения мешают звукопроизношению.

  1. Псевдобульбарная - поражение экстрапирамидной системы, при этом нарушается управление тонусом мышц.

Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно замедленное, напряженное произношение. Ограничение в дыхательном отделе приводит к тому, что воздушная струя недостаточна, сильна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. Ребёнку невозможно образовать губные звуки, также при меньшей степени дыхательной недостаточности затруднено образование переднеязычных звуков. Недостаточно проявляется модуляция голоса, появляется сиплый оттенок. Это связано с тем, что спастичность голосовых связок приводит к неполному их смыканию. Спастичное сужение кончика языка приводит к образованию межзубного произношения звуков. В целом произношение имеет нечеткий характер, а вследствие повышенной саливации и ограничения артикуляционных движений получается – «каша во рту».

  1. Экстрапирамидная дизартрия является следствием поражения экстрапирамидной системы. При этом нарушается управление тонусом мышц.

Дети с такими поражениями диагностируются с гиперкинестической формой церебрального паралича. Для них характерны проблемы развития просодических компонентов, так как темпо-ритмическая организация нарушена. Обычно у таких детей нарушена координация дыхания, голосоподача и артикуляция. И поэтому речь строится как на выдохе, так и на вдохе.

  1. Мозжечкововая дизартрия - поражает мозжечок, возможной симптоматикой является расстройства координации. Движения при мозжечковой дизартрии вначале излишне активны, а потом замедляются, также и в речевом высказывании начало слишком громкое, а конечное - тихое. Речь преобладает послоговый характер. У детей с церебральным параличом дыхание, голосообразование, артикуляция нарушены. В связи с этим стирается различие между носовыми и ротовыми звуками. Речь у таких детей напоминает – речь во время плача - всхлипывание во время забора воздуха, громкое начало речевого потока в связи с усиленным выдохом, затихание голоса, связанное со слабой воздушной струи, наличие хлюпающих звуков и носовой оттенок голоса.
  2. Корковые дизартрии - следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений присуще дезорганизация сложных двигательных навыков. Корковые дизартрии делятся на постцентральные и премоторные, ведущими симптомами является апраксия, т.е. потеря контроля за выполнением движений со стороны корковых анализаторов.

При постцентральной корковой дизартрии возникает кинестетическая апраксия, что затрудняет воспроизведение артикуляции. А при премоторной корковой дизартрии возникает кинетическая апраксия, т.е. нарушается плавность переключения от одних элементов движений к другим. Известно, что выделение корковой дизартрии до сих пор признается не всеми, даже при приобретенных мозговых поражениях.

1.3. Методика коррекционно-логопедической работы при ДЦП

Несмотря на то, что не у всех детей с ДЦП встречается патология речи, все эти дети нуждаются в коррекционно-логопедической работе с самого раннего возраста.

Несмотря на то, что с первых месяцев ставят детям диагноз ДЦП и можно выявить патологию доречевого развития, коррекционо-логопедическую работу начинают в 3-4 лет, и логопед работает чаще всего уже со сложившимся дефектом речи, а не их предотвращает. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы с детьми при ДЦП вытекает из особенностей пластичности детского мозга к способности компенсирования нарушенных функций.

Коррекционно-логопедическая работа проводится в игре. Для того чтобы выявить и изучить структуру нарушения речи, необходимо динамическое наблюдение за ребенком. При этом эффективность динамики и коррекция речи повышается, это важно учитывать особенно с детьми у кого тяжелыми нарушениями.

Важно развивать все, включая двигательно-кинестетические анализаторы (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Работа логопеда проводится в тесном контакте с психоневрологом, педиатром, методистами ЛФК, родителями ребенка. Родители – это важнейшие участники педагогической работы, особенно если ребенок не посещает дошкольное учреждения. В задачу логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Развитие речевого общения;
  • Расширения знаний и представлений об окружающем мире;
  • Развитие сенсорных функций;
  • Развитие внимание, памяти, мышления;
  • Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев для подготовки к овладению письмом.

Логопедическая работа в речевой период начинается с обучения манипулировать игрушкой, что развивает лексическую сторону речи. В самом начале занятия делают массаж, артикуляционную гимнастику, дыхательную, активизируют внимание и произнесение доступных звуков (слоги, слава). При выполнении заданий педагог сначала показывает ребенку, что нужно делать, побуждает его к речи интересными и простыми приемами для ребенка. Стимулируем речь ребенка с помощью аморфных слов-корней, слов предложений, после занятие на звукоподражание. Важно также формировать слуховое внимания, восприятия темпа и ритма речи. Для того чтобы ребенок мог дифференцировать интонацию голоса и окраску речи, это достигается с помощью выразительного чтения сказок по ролям. Для развития слухового внимания можно использовать такие игры как: «Чей голос?», «Угадай что звенит?» «Играй как я.» и т.д.

В дошкольном возрасте развитие речи направленно на расширение словаря и развитие грамматического строя речи.

На каждом занятии следует знакомить детей с новыми предметами, их обозначениями.

На занятиях по развитию речи рекомендовано проводить игры, в ходе которых он называет предметы, действия, изображения на картинках. Следует использовать максимально наглядный материал. Необходимо на занятиях развивать двигательно-кинестетические анализаторы (ощупывание предмета рукой и узнавание его).

В то же время вводят слова, которые обозначают качество предмета. Для сравнения на занятиях используют для сравнения противоположные предметы. В старшем дошкольном возрасте для закрепления и активизации словаря используют описание предметов, отгадывание загадок, дидактические игры и постоянное общение с ребенком.

При псевдобульбарной дизартрии в условиях повышенного артикуляционного мышечного тонуса, работа начинается с расслабляющего логопедического массажа (мышцы шеи, губ, языка, лица). Дальнейшая работа включает дыхательную гимнастику, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работа над звукопроизношением.

Работа над звукопроизношением с детьми ДЦП зависит от формы дизартрии:

  • При псевдобульбарной - расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий;
  • При мозжечковой – укрепляющий массаж артикуляционных мышц, упражнения для координации дыхания. Тренировать способность воспроизводить и сохранять артикуляционный уклад;
  • При экспирамидной - учить следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, закрывать и открывать глаза, воспроизводить, удерживать, ощущать разные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому;
  • При корковой афферентной - развивать кинестетические ощущения и ручной праксис;
  • При корковой эфферентной - артикуляционная гимнастика направлена на то, что бы ребенок перемещал кончик языка (вверху, внизу). Основное в этом - стимуляция переднеязычных звуков.

При алалии коррекционная работа включает 4 этапа:

  1. Подготовительный. Последовательное развитие внимания, памяти, мышления, потребность к речевому общению, пониманию и осмысливанию речи;
  2. Формирование речи на диалогическом общении. Последовательно развивают семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонематические и фонетические речевые операции;
  3. Построение предложений различных типов, обучение простому высказыванию;
  4. Связная речь.

Эффективность работы логопеда зависит от того несколько логопед правильно организует не только индивидуальные занятия, но и воспитание, и развитие речевой активности во всем режимном моменте.

Работу логопеда следует строить на сохранных компонентах языковой системы, учитывая структуру дефекта речи.

Само речевое развитие следует определенной последовательности (установленной А.Н. Гвоздева):

  1. Однословные предложение;
  2. Предложение из слов корней;
  3. Первые формы слов;
  4. Усвоение флексии;
  5. Наличие развернутой фразовой речи;

При работе с ребенком ДЦП учитывается не биологический возраст, а тот уровень речевого развития, на котором он находится. Следует учить невербальным способам общения, жестам, способствующим пониманию его окружающих. Также отрабатывается выполнение простых движений: «ладушки; до свидания; дай руку; нельзя; нет; да; дай; на; покажи; дай руку».

Для стимуляции речевой активности, вызывания звуков, слогов и слов применяется тактильно-вибрационный метод, по подражанию и механическим способом вызывание звуков раннего онтогенеза.

В пособии «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» описана методика Л.В. Лопатиной по исправлению фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией, которая включает следующее:

  1. Развитие артикуляционного аппарата и ручной моторики.
  2. Правильное формирование звука и автоматизация его в разных фонематических произношениях.
  3. Формирование выразительности речи.
  4. Формирование восприятия устной речи.

Для овладения письма и чтения К.Д. Ушинский разработал специальную систему упражнений. Цель этих упражнений заключается в том чтобы:

1. отыскивать определенные звуки в слове;

2. четко произносить звуки;

3. анализ и синтез слов представленных в уме.

Рассмотрим упражнения, которые используются в процессе обучения:

  • угадывание заданных звуков в словах;
  • подбор слов с заданным звуком;
  • разложить слова на слоги;
  • разложить слог на звуки;
  • сложить слог из звуков;
  • замена в словах одних звуков другими, причем с изменением одного звука, значение всего слова изменяется;
  • добавление звука в конце слова;
  • перестановка звуков, при которой меняется значение слова.

«Логопедическое пособие для занятий с детьми»; методика Богомоловой для детей с нарушениями произношения характеризует некоторые особенности;

- при постановке звуков работа начинается с элементов артикуляции для данного звука;

- вводится длительное произношение ставящегося звука в упражнениях на словах, слоговое их произнесение;

- упражнения с переходом от простого к сложному;

- используются произведения Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского.

Методика зондового массажа, разработанная Е.В.Новиковой, является наиболее эффективным методом для постановки звуков при работе с дизартрией. Сущность массажа заключается в том, что целенаправленное воздействие зондами на пораженные участки артикуляционных органов (мышцы языка, щек, скул, мягкого неба). С помощью массажа изменяется состояние мышц: улучшается их эластичность, активизируется питание, развивается всё, что способствует выработке кинестетических ощущений, необходимых для речевой деятельности. Используя различные приемы зондового массажа, можно понижать или повышать тонус мышц, ускорять кровообращение.

Выводы по первой главе. Формировать речь у детей с детским церебральным параличом это трудный процесс, в котором логопедическая работа должна иметь взаимосвязь с лечением и специальной коррекционно-логопедической работой, учитывая психофизическое и личностное развитие. С первых месяцев жизни следует проводить последовательное развитие сенсорных функций речи, необходимо работать над развитием интеллекта. Определять методику занятий следует, учитывая тяжесть двигательных расстройств и возраст ребенка, речевую патологию, психическую недостаточность.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Педагогический проект «Огород на окне»

Педагогический проект «Огород на окне» Паспорт проекта: Наименование проекта Огород на окне Образовательная область Познавательное развитие Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений...

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...

Читайте также

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего…

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего возраста

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста (Обобщение опыта работы воспитателя Даньщиковой В.В.) Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность...