Информационно-коммуникационные технологии в формировании у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к изучению истории родного края

 

Содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении по познавательному развитию детей направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. [2, с.39]

Для того чтобы сформировать познавательную активность у старших дошкольников к изучению истории родного края, в образовательном процессе нами были применены ИКТ технологии, которые обеспечивают активизацию познавательных интересов детей, умений ориентироваться в информационном пространстве, где концентрируются произвольные действия, облегчается понимание и освоение информации.

Дошкольники с большим интересом, увлеченно знакомятся с новым материалом, обогащают свой кругозор с помощью наглядных пособий, воспроизводимых на экранах: мультимедийного проектора, монитора, телевизора.

Для организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию познавательного интереса к изучению истории родного края нами был использован иллюстрированный материал интернет сайтов: http://www.specialist-detsada.ru, http://skyclipart.ru/, http:// wiki.rdf.ru. [1, с.2]

С помощью электронной программы Prezi создали слайд–презентации исследовательского характера в игровой форме: «Мир животных родного края», «Прошлое, настоящее, будущее родного края», «Народы Сибири», «Традиции и обычаи сибирских народов», «Достопримечательности города», которые послужили средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых знаний, позволили выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, являлись большим стимулом познавательной активности детей.

С помощью компьютерных технологий, программы Power Point изготовили наглядно-дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал по разделу «Краеведение» – это «История в картинках», «Герои-земляки», «Времена года в городе, деревне», «Знаменитые люди нашего края», «Народные игры». Педагоги нашего дошкольного учреждения отметили большую педагогическую ценность данных пособий, так как на данный момент недостаточно дидактического наглядного материла в работе с детьми по изучению истории родного края.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста, уже имеющими определенные знания об окружающем, была поставлена задача, сформировать у них познавательный интерес к изучению более полных и точных представлений о своем городе, о родном крае. Для реализации задач нами широко применяются в работе с детьми авторские интерактивные игры: «Четвертый лишний», «Найди недостающий фрагмент», «Край родной–геральдика», «Природа родного края», в которых дети не только познают мир родного края, но и воспитывают бережное отношение к природе, богатствам своей малой родины.

Также одним из методов работы стали сайт–экспедиции «По тропинкам истории родного края», мультимедийные экскурсии и встречи–гостиные, онлайн-общение с известными людьми города, позволяющие привлечь и сконцентрировать внимание детей, что позволяет повысить познавательный интерес и дать более реалистичное представление воспитанников об исследуемом объекте.

Использование данных методов позволяют научить старших дошкольников видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивать старое и новое в облике города, видеть, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые и просторные, посажены деревья, кустарники, воздвигнуты новые памятники, как город растет, становится красивым и современным. Организуя мультимедийные экскурсии по родному городу, необходимо построить их так, чтобы дети не только смотрели на экран, но и отвечали на вопросы, могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствует углублению интереса к истории родного города, но и развивает любознательность, умение размышлять.

Виртуальные встречи–гостиные, онлайн-общение с известными людьми города позволили детям познакомиться с их автобиографией, творчеством, заслугами. Организация таких встреч вызывает огромный интерес у дошкольников, воспитывает чувство сопричастности к истории своего города. Старшие дошкольники лучше понимают смысл исторических событий и более эмоционально к ним относятся, если кто-либо из взрослых делится своими впечатлениями об этом событии или связанными с ними впечатлениями.

Родители воспитанников вели поисковую работу в подборе информации, иллюстраций, фотографий по истории родного края, что явилось неоценимым подспорьем для педагогов в создании электронных продуктов деятельности. Это – этно–библиотека по краеведению, книга памяти о ветеранах–земляках участников ВОВ, альбомы о природе родного края, народах Сибири, об истории становления родного города, картотеки народных и пальчиковых игр, стихотворений о городе.

На сайте детского сада http://www.kalinka-97.narod.ru родители получают ответы на интересующие их вопросы, а также могут познакомиться с имеющейся информацией о значимых событиях из жизни детского сада, просмотреть фото – репортажи, оставить свои комментарии.

Таким образом, средства ИКТ помогают улучшить, разнообразить и дополнить образовательную деятельность в ДОУ в процессе формирования познавательной активности дошкольников.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой. Системная, последовательная работа по этому направлению поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Сибири в разное историческое время. История родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

 

Литература

  1. Каминская Е.А. Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]: статья / Е.А. Каминская, 2013. – 5 с. // НСПОРТАЛ: [сайт]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/formirovanie-u-doshkolnikov-poznavatelnogo-interesa-k-predmetnomu-miru-sredstvami.
  2. Организационно-педагогические условия введения ФГОС дошкольного образования: учебное издание / О.Г. Красношлыкова [и др]. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 106 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему:…

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему: «Большой - маленький» Цели: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать...

Вторая жизнь мусору

Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Читайте также

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное…

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению…

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой. Продолжительность...

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей Орехово-Зуевского городского округа Форма проведения...