Инновационный подход к использованию современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста

 

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Опыт работы воспитателя Богачковой Елены Александровны сосредоточен на развитии основных компонентов профессионализма педагога в сфере формирования у детей основных приемов логического мышления. Целью его является создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша. Конкретизируется он в следующих задачах: формирование познавательных интересов, творческого воображения, основных приемов логического мышления, развитие у детей умения рассуждать, доказывать, воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

В педагогическом опыте прослеживается выстроенная структура взаимодействия воспитатель – дети - родитель. Здесь рассматриваются различные формы работы с детьми и родителями, рациональность и последовательность их применения. Особое значение уделено использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, так как компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- поощрение ребенка при правильном решении проблемных игровых задач является стимулом познавательной активности детей;

- позволяет моделировать такие жизненнее ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- позволяет ребенку самостоятельно исправлять свои ошибки.

Представленные в опыте дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать, декодировать информацию. Данные пособия предназначены для детей старшего дошкольного возраста.

«Подбери ключ к замку»

Цель: формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование; закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие умения декодировать информацию, рассуждать, доказывать.

 

«Подбери ключ к замку»

 

Ход игры: перед детьми появляется волшебная дверь, закрытая на множество замков. На каждом замке с помощью символов закодирована информация о форме, размере и цвете ключа. В нижней части экрана рассыпаны ключи –геометрические фигуры. Гном просит ребят помочь открыть дверь, подобрав к каждому замочку свой ключ. Сначала дети устанавливают, какая фигура закодирована, затем нажимают на ее изображение. Если фигура подобрана правильно, она перемещается в замочную скважину. Если нет, фигура временно исчезает. После того, как открыт последний замок, появляется следующий слайд с изображением открытой двери. Звучат аплодисменты. Затем происходит возврат на главный экран. Выбирается следующая игра.

Цикл игр «Путешествие на морское дно»

Цель:

  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам;
  • развивать у детей творческое воображение, умение рассуждать, доказывать, а также конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • формировать основные приемы логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

«Помоги русалочке открыть дверь в подводное царство»

Злой осьминог закрыл ворота в подводное царство русалочки на замки.

Открыть их может ключ- фигура, признаки которой зашифрованы на самом замке.

 

«Помоги русалочке открыть дверь в подводное царство»

 

«Рассыпавшиеся жемчужины»

У морской звезды неприятности: жемчуг из раковин рассыпался и перепутался. Но на раковинах есть подсказки: цвет, форма, размер и толщина жемчужины. Если жемчуг выбран правильно –раковина закрывается.

 

«Рассыпавшиеся жемчужины»

 

«Домики для морских коньков»

После сильного шторма домики морских коньков разрушены. Но сохранились схемы, по которым их можно восстановить. На схемах указаны расположение и свойства блоков для строительства.

 

«Домики для морских коньков»

 

Конечно, можно скачать игры из сети Интернет или купить готовый диск, но лучше приложить некоторые усилия и самим сделать обучающую интерактивную игру для детей. Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном мероприятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.

Так же эти игры имеются и в настольно-печатном варианте. Использование цветного принтера и ламинирование позволяют сделать эти пособия яркими, привлекательными для детей и долговечными.

 

пособия

пособия

 

Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям…

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям специалистов логопеда и дефектолога Разделы Содержание Развитие общей и мелкой моторики 1. Динамическая пауза Развитие...

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в...

Читайте также

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...