Педагогические условия развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства

 

Основу любого художественного творчества составляет художественное восприятие. Оно дает возможность человеку входить в мир художественной культуры, позволяет создавать новые художественные произведения, основанные на собственном мировоззрении. В научной литературе художественное восприятие определяется как становление в сознании личности эмоционально окрашенного образа мира, духовно-осмысленного и выраженного посредством искусства.

Развитие художественного восприятия можно начать осуществлять уже в дошкольном возрасте. В образовательной области «Художественно‐эстетическое развитие» программы «Детство» для детей группы старшего дошкольного возраста сформулирована задача по развитию художественного восприятия, звучащая как необходимость активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства; развивать художественное восприятие, умение последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом; формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности. Наиболее успешно художественное восприятие развивается в области изобразительного искусства.

Кроме того, по данным исследований развитие художественного восприятия происходит на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок дошкольного возраста максимально активен. Следовательно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития художественного восприятия. Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в научных трудах многих педагогов, таких как Н.В. Мороз, A.A. Мелик‐Пашаев, Т.Н. Томина, Т.В. Калинина и др. Особенно отмечена была необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка.

Однако при ознакомлении детей с произведениями изобразительного искусства педагоги больше внимания уделяют содержательному компоненту картины, выразительные же средства, использованные художником, не всегда становятся объектом восприятия. Поэтому особое внимание уделяется поиску педагогических условий развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

В настоящее время отмечается возрастание роли педагога как носителя художественной культуры. Данная проблема нашла свое отражение в исследовании Н.И. Смаковской. Автор рассматривает готовность педагога к реализации художественно‐эстетического воспитания и образования как важнейшее условие в развитии художественного восприятия дошкольников. Педагогами должна пониматься важность и необходимость приобщения дошкольников к произведениям изобразительного искусства, умение владеть методикой ознакомления детей с произведениями искусства и обеспечивать благоприятные условия для решения задач художественно‐эстетического развития воспитанников. При этом особое внимание уделяется такому педагогическому условию, как организация в образовательном пространстве художественно‐эстетической среды, которая обогащена за счет интеграции образовательных областей. Следовательно, работу по развитию художественного восприятия детей следует начинать с создания художественной среды, с организации минигаллерей.

Минигаллереи могут быть посвящены не только творчеству известных художнико. В группе может быть устроена галерея творчества дошкольников, что позволит детям прочувствовать ценность собственных усилий в создании рисунков, их значимость для окружающих и послужит стимулом для дальнейшего творчества. В групповой комнате детского сада должно быть определено место для размещения портретов известных художников, художественных энциклопедий, книг об изобразительном искусстве, репродукций картин, к которым дети должны иметь свободный доступ. Целесообразно периодически обновлять их содержание. Например, можно следовать принципу сезонности или тематическому планированию группы. Необходимо при отборе репродукций обращать внимание на разные техники, использованные художниками при создании картины, что позволит дошкольникам увидеть многообразие изображений различных объектов и явлений окружающего мира. Так же, при ежедневном наблюдении за состоянием погоды предлагать найти в репродукциях художников отражение аналогичных погоды.

В большинстве методик и программ подчеркивается необходимость освоения выразительности языка искусства. Поэтому, в процессе организации изобразительной деятельности детей, необходимо обращать внимание на выразительные возможности языка изобразительного искусства: варианты линии (прямая, волнистая, ломанная); варианты цвета (теплый – холодный, светлый – темный); особенности ритма (цвета, линий, пятен, штриха); особенности штриховки («прямая», «радиальная»); особенности пятна, различного по форме, массе, цвету;

Также важно знакомить детей с приемами работы художественными материалами: цветными карандашами и восковыми мелками (штриховка с изменением нажима на карандаш (мелок) и направления штриха); гуашью («растяжка», работа мазком); акварелью («растяжка», «посырому»). Положительный результат в освоении цвета как языка изобразительного искусства дает экспериментирование с красками (предложить детям самостоятельно получить новый цвет или его оттенок путем смешения красок).

При организации педагогом непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать принцип постепенного освоения отдельных элементов изобразительного искусства. В процессе восприятия произведений живописи детьми необходимо способствовать осознанности их собственных переживаний как основного содержания произведения (например, в процессе знакомства с произведениями живописи детям можно предложить мысленно стать участником сюжета картины). Важно, чтобы педагог своим примером продемонстрировал эмоциональное отношение к воспринимаемой картине, что вызовет у детей эффект «эмоционального заражения» и будет способствовать активизации детского восприятия. Целесообразно подвести детей к оценке героев, изображенных на картине. Эффективно использовать беседу с вопросами проблемного характера. Вопросы позволят подвести детей к пониманию истинного лица изображенных персонажей, мотивов их поведения. В условиях самостоятельной изобразительной деятельности важно оказать помощь детям в освоении язык изобразительного искусства. С этой целью можно организовать экспериментировали с красками: получение новых оттенков цвета, смешанных цветов и др. Так же развитию художественного восприятия детей будут способствовать развивающие игровые упражнения «Кто есть кто?», «Придумай пейзаж», «Подбери палитру», «Где чей контур» и др. Дети в увлекательной для них форме смогут закрепить полученные ранее знания.

Таким образом, успешность в развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:

- готовностью педагогов дошкольного образования к развитию художественного восприятия у дошкольников;

- обеспечением эстетической развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и в семье;

- взаимосвязью непосредственно образовательной деятельности с экспериментированием и самостоятельным творчеством детей.

 

Список литературы.

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. – СПб.: Детство‐Пресс, 2014. – 352 с.

2. Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6–7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства / Т.В. Калинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka‐pedagogika.com

3. Мелик‐Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования [Текст] / А.А. Мелик‐Пашаев. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

4. Мороз Н.В. Восприятие искусства как основа формирования художественной культуры личности / Н.В. Мороз [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://academicon.ru

5. Смаковская Н.И. Развитие художественного восприятия у студентов педагогического колледжа в условиях взаимодействия искусств / Р.И. Смаковская [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nauka‐pedagogika.com

6. Томина Т.Н. Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с произведениями живописи / Т.Н. Томина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати Цель: Формирование самостоятельной, творческой деятельности детей. Совершенствовать технику рисования кистью. Развивать сочувствие к...

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Читайте также

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осень рисует осенний пейзаж…

Сценарий осеннего праздника в старшей группе«Осень рисует осенний пейзаж, и приглашает на свой вернисаж» Цели и задачи: Расширять знания об осени как...