Эмоционально-нравственное развитие дошкольников через внедрение сказкотерапии в совместную деятельность с детьми среднего дошкольного возраста

 

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Современный период совершенствования процесса нравственного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания.

В отечественной литературе имеются исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир и нравственныеценности дошкольников.

Сказкотерапия представляет собой педагогический процесс взаимодействия ребенка и взрослого, при котором основным условием становятся раскрываемые через сказку личностные и поведенческие характеристики, которые преломляются сквозь совокупность внутренних и внешних условий его эмоционального развития. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии, позволяет развивать эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, формирует ценностные ориентации ребенка, дети овладевают коммуникативными навыками; социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников посредством сказкотерапии включают в себя партнерство взрослого и ребенка в процессе социально-культурной деятельности на основе соблюдения принципов последовательности, постепенности и систематичности при формировании нравственных качеств ребенка.

Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольноговозраста. Работая воспитателем в детском саду, я помогаю детям через восприятие сказки заложить основы их нравственного сознания.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Начав работу по развитию эмоционально-нравственного воспитания через внедрениесказкотерапии в совместную деятельность детей дошкольного возраста, я создала благоприятную развивающую среду, оформив уголок «Сказка в гости к нам пришла», в котором располагались книжки-сказки, раскраски, дидактические игры, шнуровки, пазлы, разные виды театра и т. д. Все предметы были в свободном доступе детям, были ярки, эстетичны.

В начале года наметила последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года. Для чтения сказки подбирала «нужное» время – когда ребенок в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа».В процессе прочтения наблюдала за детьми, как они реагирует на поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Обращала внимание на шутки и смех детей, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что поличностным реакциям, проявленными эмоциями, бывает нетрудно догадаться, с кем из героев сказки идентифицирует себя ребенок. Детям наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В дошкольном возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Дети любят рассматривать иллюстрации к сказкам после прочтения или во время чтения произведения. Им интересны внешние данные, действия героев. Поэтому рассматривание может быть многократным.

Произведения русских народных сказок подбираю таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Формирую у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

Устное рассказывание для детей - не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Я прошу детей рассказать их любимую сказку или наиболее запомнившуюся. Дети с удовольствием рассказывают знакомые сказки, вплетая в них эпизоды других сказок и придумывая на ходу собственные приключения героев.

Использование моделей в своей работе для составления сказки позволяет моим детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит при драматизации сказки, т.е. проигрывании сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь я отдаю роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.Каждый ребенок видит своего героя по своему, поэтому движения и жесты персонажей у каждого будут свои, индивидуальные.

Результатом выполнения творческих заданий в моей работе является рисование детьми героев сказок, закрашивание их в раскрасках. Художественная деятельность формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Она развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Изобразительная деятельность участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём, передает в рисунке характерныеособенности любимых героев. Кроме того, рисование учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. 

Для закрепления представлений о сказках, я использую словесные, дидактические, настольные игры. У детей они вызывают большой интерес. Общая цель всех игр - закреплять название сказок, их содержание, героев; развивать память, внимание, мышление посредством анализа характеров героев, их роли в сказке, значению атрибутов присущим героям и предметам, встречающимся в сказках, формировать связную речь детей.

Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!»

Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Читайте также

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза»

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза» Вход-танец «Елочка» анс. Родники. Ведущий: Мы гостей сюда позвали И этот маленький народ Чтобы в...

Макет по ПДД

Макет по ПДД Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими детьми и...