Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказки

 

Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй».* Как нам, взрослым «заселить» детскую душу светлыми, добрыми первообразами? Сказкой! Такой сказкой, в которой раскрываются проблемы совести, добра и зла, вечной любви и преданности, жертвенности и умения прощать, семейных ценностей, добротолюбия и чистоты нравов, любви к близким и своему Отечеству, уважения к памяти предков и почитания своих родителей, послушания, целомудрия, знания традиций своего народа и родной семьи.

Разговоры о доброте и внимании к близким, почерпнутые из сюжетов сказки, обязательно должны иметь продолжение в жизни ребёнка. Поэтому, главным направлением моей деятельности по теме «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами сказки» стала работа с родителями в рамках кружка «Семейное чтение». Считаю, что домашнее чтение не только обогащает и детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, о добре и зле, оно ещё и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного объёма жизненного опыта.

Стараюсь донести до родителей понимание того, что от их слов, их рассуждений во многом зависит, какими станут дети, а уровень и качество духовного становления идёт в прямой зависимости от тех, кто читает сказку и даёт потом словесную оценку поступков персонажей. А значит, и работа со сказкой — это не простое времяпрепровождение, а серьёзная педагогическая работа по воспитанию ума, сердца и чувств ребёнка.

В подборе сказок, рекомендуемых родителям моих воспитанников, я руководствовалась не только примерной основной общеобразовательной

Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, но и ориентировкой на детские приоритеты и жизненные ситуации, с которыми столкнулся детский коллектив или отдельный ребёнок моей группы. Они содержат в себе знания по основным проблемам духовно-нравственного воспитания.

Из большого многообразия русских народных сказок предлагаю родителям уделить больше внимания знакомству с бытовыми сказками, потому что они имеют большую социальную направленность, чем волшебные сказки, более понятны детям и соответствуют их возрасту. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются.

Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.

Это такие сказки, как:

- сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);

- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);

- сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»);

- сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»);

- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»).

В работе над данной темой возникает немало трудностей. Прежде всего, это нахождение верных, педагогически оправданных ответов на вопросы родителей моих воспитанников, возникающих как, порою, кажется в самых простых ситуациях. К примеру: многих родителей волнует вопрос, почему их ребёнок часто возвращается к одной и той же сказке, просит вновь и вновь её почитать. Здесь важно чутко реагировать на вопросы ребёнка по содержанию этой взволновавшей его сказки. Ребёнка волнует тема, поведение героя, последствия слов и поступков персонажа. Предлагаю родителям постараться вместе с ребёнком поговорить на волнующую его проблему, рассуждая о персонаже, давая ребёнку возможность проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, слова и помышления, направив их в нужное русло.

Вопросы, которые ребёнок обязательно станет задавать взрослым после чтения сказки - это показатель уровня понимания, осознания действий сказочных героев, но это ещё и своеобразная проверка ребёнком соответствия его собственных представлений и взглядов - общественным и традиционным взглядам на окружающую действительность.

Ещё более значима проблема, поднимаемая родителями в личных беседах и обсуждениях - агрессивность и жестокость в ребёнке. Эти качества появляется не без причины, как и противоположные свойства - доброта, отзывчивость, сопереживание и сочувствие. Советую родителям, рассуждая о поступках сказочных героев, своими словами, отношением формировать у ребёнка устойчивое положительное отношение к окружающим людям.

Работая со сказками на темы нравственности в семье, я сама должна быть, подготовлена к доверительному и не всегда благостному разговору детей о своих близких. Трудно начинать такой разговор с ребёнком, в семье у которого основной манерой общения является выяснение отношений. Такие дети часто выделяются из коллектива своих сверстников тем, что могут обманывать, часто по их словам, все виноваты в проступках, кроме них самих. Их ложь привычна, оговор других детей - обычный способ избежать наказания от взрослых. Но и такой ребёнок, лишённый родительского внимания и доверия окружающих, нуждается в понимании и любви. И здесь необходима сказка, которая покажет последствия такого обмана и предложит ребёнку средства для саморегуляции своего поведения. Такой щадящий путь объяснения ребёнку причин его несчастий, способов решения проблемы, заключённый в тексте сказки, даст возможность мне смягчить отношение сверстников к провинившемуся товарищу и в то же время понять его и помочь исправиться. Ведь речь идёт не о нём, а о герое сказки, с которым приключилась подобная житейская история. Любить ребёнка, да ещё такого, который привык лгать, ссорить окружающих, нелегко, но возможно. На примере сказок, где главный герой не идеален, имеет явные или скрытые нравственные изъяны, важно детям показать: и таких любят. Любят родители, если они у человека есть. Через это понимание донести до детей ценность и значимость семьи.

Вместе с родителями моих воспитанников на заседаниях клуба «Семейное чтение» мы выработали свод правил и понятий, которые помогают совместными усилиями воспитывать в наших детях целомудрие, добродетель, бескорыстную любовь, самопожертвование, тем самым распахнуть детские сердца для мира любви.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»:

  • Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных сказок или волшебных сказок вместо пассивного просмотра телевизора!
  • Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, требовать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, а это почти всегда связано со знакомством ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями.
  • Дать почувствовать не только ребёнку, но и взрослому ценность жизненного опыта старших членов семьи. Узнать о своих близких что-то важное и интересное.

_____________________________________________

*Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. — М.: Лепта Книга, 2007.

 

Список литературы:

  1. Акишина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева И.П. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста»: - УЦ «Перспектива», 2012.
  2. ВераксыН.Е., КомароваТ.С., ВасильевойМ.А. Примерная основная общеобразовательная Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» средствами авторской сказки. Сказка учит жить. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  4. Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. — М.: Лепта Книга, 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на…

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на тему «Добрая книга» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Первоначальное...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков»

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков» Цель: знакомство детей с созданием поделки из носков, развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей...

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...