Речевые логические задачи, как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Мною была рассмотрена актуальность данной темы и изучена научная, периодическая, методическая, педагогическая литература. Эта проблема волнует меня потому, что дети дошкольного возраста готовятся к школе, а речь и мышление тесно взаимосвязаны. А в настоящее время у большинства дошкольников старшего дошкольного возраста, которые идут в школу у них плохо или вообще не развита связная монологическая речь. А речевые логические задачи развивают логическое мышление, развивают связную речь, так как детям приходится «разговаривать», т.е. высказываться, дети начинают владеть речевыми умениями, они становятся инициативными и самостоятельными в придумывании сказок, рассказов, при этом стараются не повторять рассказов других, пользуются разнообразными средствами выразительности. С интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Использование же речевых логических задач не только развивает речь детей, но и имеет огромное значение в умственном воспитании старших дошкольников. Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучения рассказыванию с лексическими и грамматическими задачами. Также большое значение для полноценного речевого развития ребенка имеет работа вне занятий: на прогулках, экскурсиях, и в утренние и вечерние часы в группе. Для развития навыков связной речи необходимо специально организовывать различные разговоры с детьми и беседы. Если эту работу проводить в системе, активно вовлекать в разные виды деятельности детей, вести эту работу методически грамотно, и всю работу с детьми строить интересно и увлекательно. Так же очень многое в развитии связности, содержательности, выразительности речи дошкольников зависит от правильного педагогического руководства, проявления творчества, исходящего от самого педагога и от системы целенаправленной работы.
Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума.. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Список используемой литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр Академия, 1998.-360с.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.-190с.
Читайте также |
---|
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...
Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…
Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...