Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника

 

Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты ребенка дошкольного возраста. Внутреннее стремление к исследованию порождает любознательность и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому основной задачей для себя в работе с детьми, я считаю помогать развитию познавательной активности.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную. Для этого в своей работе я использую в комплексе элементы ранее известных и современных методик познавательно- исследовательской деятельности. Организую совместную познавательно-исследовательская деятельность со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах:

- прикладное творчество;

- рассматривание;

- исследовательская деятельность;

- наблюдения;

- беседа;

- конструирование;

- сюжетно-ролевая игра;

- викторины, конкурсы;

- экспериментирование.

Основными задачами при организации деятельности детей являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете или явлении на основе интеграции разных видов деятельности. Сущность интегрированного подхода - соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим по объему, но ёмким.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) позволяет мне использовать различные методы и приемы в работе с детьми:

- сравнительный анализ, сопоставление и поиск, эвристическую деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных со взрослым «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

- разнообразные речевые игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную. Организую НОД в соответствии с выбранной темой, которую представляю в эмоционально – образной форме. В интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера. Предметная среда меняется в соответствии с темой. При выборе темы учитываю следующие факторы:

- реальные события, происходящие в окружающем;

- воображаемые события или описываемые в художественной литературе;

- события специально смоделированные: вношу в группу предметы, вызывающие интерес;

- события, происходящие в жизни группы.

В процессе организованной таким образом деятельности у детей формируются более глубокие и разносторонние знания, целостное представление об окружающем мире, обобщенные представления, знания и умения, осмысление и нахождение причинно–следственных связей, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, появляется возможность реализовать свои творческие способности. Форма НОД нестандартна, интересна детям, дает мне возможность поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, это говорит о достаточной эффективности деятельности.

Важным считаю позитивное отношение к ребенку, проявление искренней заинтересованности к его действиям, необходимо быть готовым к эмоциональной поддержке ребенка. Также постепенно повышаю эмоциональную насыщенность деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников. Стараюсь больше хвалить, поддерживать зрительный контакт, находиться рядом и при необходимости погладить плечо ребенка. Что дает ребенку возможность быть смелее, решительнее, привлекает его внимание. Интеграция в деятельность с детьми прикладного творчества: вырезание снежинок, изготовление игрушек из бумаги, сувениров из разнообразного материала, дает возможность развивать эстетическое восприятие и мыслительные операции такие как анализ, синтез, сравнение, уподобление, установления сходства и различия предметов и частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Развивается и мелкая моторика рук, глазомер, координация движений. Формируется умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно. Огромное значение имеют и положительные эмоции: дети радуются полученному результату.

Включенные в деятельность музыкальные произведения и художественное слово дает ребенку полноценно прочувствовать явления, происходящие в природе, вокруг, проявить фантазию, получить эстетическое наслаждение. Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на другой вид деятельности, ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.

НОД происходит в игровой форме: мы принимаем гостей, помогаем сказочным героям. Это воспитывает в ребенке чувство добра, взаимопомощи, гостеприимство. В игровой познавательной форме дети логически мыслят, находят закономерности, строят высказывания, рассуждают и узнают что-то новое. Включаемые мною в занятия элементы «ТРИЗ», способствуют снятию чувства скованности, дают возможность ребенку стать более инициативным, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, развивают нравственные качества: умение радоваться успеху товарищей, желание помочь другому, проявив себя с лучшей стороны. Также я использую технические средства: показ слайдов, презентаций, мультфильмов, небольших познавательных или обучающих фильмов, развивающие компьютерные игры. Что очень привлекает детей и еще больше повышает интерес.

 

Литература:

1. «От рождения до школы» Примерная основная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015.

2. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Мозаика – синтез 2008.

3. Скоролупова О. «О комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» /Текст/ О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание – 2010. №5.





Новые публикации

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики»

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики» Лето - это самое прекрасное время года, с большими возможностями, чтобы проводить...

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих...

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем…

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем к деду» Цели: Формировать заботливое отношение к окружающим. Развивать совместные действия, чувство товарищества. Способствовать...

Читайте также

Использование системного анализа (ТРИЗ) в ООД по познавательному развитию детей…

Использование системного анализа (ТРИЗ) в ООД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста {pdf=download/files/presentation/file649.pdf|90%|700|native}

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми «Путешествие с Лапочкой»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми «Путешествие с Лапочкой» Программное содержание: Развивать сенсорные способности детей, формировать умение различать геометрические фигуры, объединять их в группы...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Числа и цифры…

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Числа и цифры 1-7» Цель: Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №38»       Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».         Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №38 Колоколова Ирина...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по Познавательному развитию ФЭМП(с использованием блоков Дьенеша)  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38           Конспект Открытого занятия во второй младшей группе по Познавательному развитию ФЭМП (с использованием блоков Дьенеша)               Воспитатель: Колоколова И...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №38»           Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры ,  направленные на развитие речи детей дошкольного возраста ».       Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ №38 Колоколова...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Веселое кафе» в подготовительной группе

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых, совершенствуя умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.   Программные задачи: Формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Продолжать воспитывать культуру...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство