Особенности мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе

 

Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой — успешность последующего развития и обучения ребенка в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах великих мыслителей древности - Аристотеля, Гераклита,

Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа, упоминавших о «нужде» как учительнице жизни. Актуальность проблемы формирования мотивационной готовности обусловлена обновлением и увеличением объема содержания обучения, постановкой задач формирования у будущих школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, А. Маслоу, К. Мадсен, А.А. Реан) )[5; 262] (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др. и как динамичное образование или характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне (В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Ребер А. Х. Хекхаузен [8;384], [2; 256].

Одним из видов мотивации является учебная мотивация (мотивация учебной деятельности). Учебная мотивация, по мнению И.А. Зимней, выступает как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.

Л.И. Божович, Н.Ф. Талызина, А.Б. Орлов выделяли внешнюю и внутреннюю готовность к школьному обучению. Где внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется высокой познавательной активностью ребенка в процессе обучения, овладение знаниями является и мотивом и целью выполнения предлагаемой взрослым деятельностью. Дошкольник непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием предлагаемых взрослым знаний выступает средством достижения других целей (получение вознаграждения, подчинение требованиям взрослого, получение похвалы и признание товарищей). При внешней мотивации дошкольник, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего [4; 74].

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений -позицией школьника. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка в школе и правила поведения будут ему в тягость.

По мнению Божович Л.И., успешное обучение в школе это новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником» выполнять новую, общественно значимую деятельность образует внутреннюю позицию школьника.

Становление внутренней позиции происходит 2 этапа. На первом этапе появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьной учебной деятельности отсутствуют. Ребенок выделяет лишь внешнюю формальную сторону. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, а также желание получать хорошие оценки. Ребенок хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. На втором этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам [1].

В качестве важнейших мотивационных образований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии. Говоря о мотивах учения, то имеется в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития.

Диапазон мотивов старшего дошкольника достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику (красивая школа, новый ранец) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интерес к новым занятиям. Л.И. Божович выделяет 2 группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;

2. Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения [1].

Анализ исследований Божович Л.И. показал, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте, потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Как указывают, Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.А. в старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. В структуре мотивационной готовности к обучению в школе Нижегородцева Н.В., Шадриков В.А. включают следующие группы мотивов.

1. Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться»).

2. Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

3. Оценочные мотивы, связанные со стремлением ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки и четверки»).

4. Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что мне купят новый портфель и ручки»).

5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»).

6. Игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно будет играть с друзьями») [3].

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в структуре мотивационной готовности ребенка 5-7 лет, каждый оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетания мотивов индивидуальны.

Л.И. Божович, В.М. Матюхина структуру учебно – познавательной мотивации ребенка представляют в виде двух групп: мотивация содержанием и мотивация процессом. Мотивация содержанием подразумевает стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения, а мотивация процессом – сам процесс совершения действия[7].

Опыт Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной показал, что в системе мотивов, побуждающих старших дошкольников к познавательной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса познания как социально – ценной деятельности. Этот мотив для ребенка настолько силен, что определяет его положительное отношение к деятельности, даже тогда, когда она лишена познавательного интереса.

Что касается мотивации содержанием, то следует отметить, что на первых порах детей интересуют в первую очередь отдельные факты, явления, события, то есть занимательность изучаемого материала.

В современном обществе становится актуальным изучение влияния факторов, влияющих мотивационную готовность старших дошкольников. Так, А.К. Дусавицкий изучал влияние познавательного интереса на мотивационную готовность. Он выделял, что снижение или отсутствие познавательного интереса негативно отражается на готовности ребенка к обучению в школе (падает интерес к познанию, послушание, успеваемость).

А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Д.Б. Элькониным была выделена общая картина динамики мотивов учения в зависимости от возраста, где линии развития социальных и познавательных мотивов в школьных возрастах взаимосвязаны между собой [6; 91].

Индивидуально-психологические особенности обучающихся также являются одним из факторов, влияющих на мотивационную готовность к обучению в школе. К индивидуально – психологическим особенностям С.Д. Смирнов относит уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); высокую самооценку, приводящую к формированию высокого уровня притязаний, и др.

П.П. Калчев отмечает, что познавательные интересы ребенка характеризуются преимущественной ориентацией на взрослого. Дошкольнику интересно не любое новое задание, а прежде всего то, которое он получает от значимого взрослого. Это во многом определяет ситуационный характер познавательных интересов ребенка, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование мотивационной готовности к обучению в школе [9; 274].

Таким образом, термин «мотивация» в современной психологии ученые рассматривают как систему факторов, детерминирующих поведение субъекта и как динамичное образование, которое стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Одним из видов мотивации является мотивация учебной деятельности. Так же в психологии многие авторы выделяют различные факторы, влияющие на формирование мотивационной готовности - влияние познавательного интереса, возрастных и индивидуально-психологических особенностей, а также роли значимого взрослого в формировании познавательного интереса.

 

Список литературы.

  1. Копорулина В.Н Психологический словарь / В.Н. Копорултина. - Феникс, 2004. – 569с. – ISBN.
  2. Большой толковый словарь / под ред. А.Ребера.- в 2 т. – Т2: Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592. – ISBN.
  3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.
  4. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. – 2005. - №1. - 74 с.
  1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. Работа психолога в начальной школе [Текст]/ Л.И. Божович. - М.:Воронеж, 1995.
  2. Венгер, А.Л. Психология готовность детей к обучению в школе [Текст] / Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М: Педагогика, 1985. - 245 с.
  3. Матюхина, В.М. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М., Педагогика, 1999. – 346с. – ISBN.
  4. Кузьмишина, Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в школе /Т.Л. Кузьмишина // Психологическая наука и образование. – 2005. - №2. - 101-106 с.
  5. Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы / С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2005 - . № 1. - С. 76–84.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом» Есть город один в Подмосковье, Разделенный Клязьмой рекой, Символ орешек и зуйки, Орехово-Зуево город родной! Люблю я леса...

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...

Читайте также

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет»

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет» В рамках муниципальной акции «Правовой марафон», приуроченной к международному дню прав...