Речевое творчество детей старшего дошкольного возраста

Районная творческая площадка
«Введение ФГОС ДО – шаг в современный детский сад»

 

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от развитости мышления, эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, способность к творчеству.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

К сожалению, традиционное обучение дошкольников по развитию речи строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таких занятиях чаще исполнительская, а не развивающая. Это препятствует развитию таких качеств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание, что большая часть из них испытывают недостатки речевого развития, что впоследствии подтвердил и проведённый мониторинг. Так 30 % детей, пересказывая такие сказки как «Морозко», «Царевна – лягушка», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. У 40 % наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей текста (начало, середина, конец): чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида. Усечение информации приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания. 25% детей воспроизводят сказку в замедленном темпе, в изложении часто встречаются текстовые повторы, свидетельствующие о затруднениях в планировании высказывания: «Им было, им было скучно там жить», «Ты мой красивый, ты мой красивый, ты мой этот...», «Только, только, только без друга мне нельзя идти». Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии такой характеристики личности, как творческая способность.

Исходя из вышеперечисленных проблем, в целях дополнительного развития речи детей одной из форм совместной деятельности я избрала кружковую работу. Мною была составлена программа по словесному творчеству «Сказочная страна» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы кружка: развитие творческих и словесных способностей, фантазии и воображения детей.

Задачи:

- учить элементам, способам творческого рассказывания и мышления;

- способствовать развитию логического мышления;

- расширять кругозор, способствовать обогащению словаря через введение новых понятий и оборотов речи;

- развивать монологическую и диалогическую речь, интонационную выразительность;

- развивать способность к оценке и самооценке.

Занятия кружка провожу один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия 25 минут. Основой дидактического материала являются сказки: русские народные, сказки народов мира, российских и зарубежных детских писателей. Свою деятельность я выстраиваю на основе принципа взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

На первом этапе работа по развитию словесного творчества направлена на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Наряду с прослушиванием сказок дети знакомятся не только с авторскими и русскими народными сказками, но и с малыми формами фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками). Для того чтобы помочь детям уяснить их переносный смысл, подбирается сказка, где нравственное воспитание раскрывается с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке «Теремок», «Рукавичка» подбирается поговорка «В тесноте, да не в обиде», к сказке «Заюшкина избушка» - поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», к сказке «Лисичка со скалочкой» – «Что посеешь, то и пожнёшь». Развивая навыки составления сказок, обращаю внимание детей на образный язык сказок, присказки, зачины и концовки, приёмы повторности, троекратности, их схожесть в сказках.

Второй этап включает отбор и апробацию нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развивать словесное творчество дошкольников. Работа начинается с использования наиболее легкого приёма “придумывание продолжения или завершения рассказа”. Вначале детям даётся образец, который содержит завязку рассказа, и затем определяются пути развития сюжета. Также применяю приём по составлению коротких сюжетов. Дети сами выбирают действующих лиц: детей, взрослых, кукол, птиц, животных; после чего сами рассказывают о своей сюжетной линии. Затем задание усложняется: без опоры на наглядность придумать новые звенья в сюжете. На данном этапе как эффективный способ развития речи использую замещение – вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей использую бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, так как замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками. Разыгрывание с помощью заместителей начинаю с народных сказок, потому что устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Например, посмотреть и определить: «Какая это сказка?» (вспомнить героев сказки, объяснить почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет для обозначения героев). На первых занятиях число заместителей совпадает с числом персонажей, потом ввожу лишние кружки или квадраты, чтобы дети могли выбрать нужные. Вначале дети поднимают соответствующие символы по ходу рассказывания сказки, затем переходим к разыгрыванию самой сказки.

Третий этап работы – процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала учитывается нравственная направленность сюжета, что помогает воспитывать у детей доброе отношение к героям произведений, умение давать критическую оценку поступков отдельных персонажей. При использовании серии картинок, учу детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так возникает замысел сюжета, поиск художественных средств. Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиск композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Также на этом этапе использую приём «перевирание сказки». Изначально предлагаю детям хорошо знакомую и любимую русскую народную сказку «Колобок». Сначала были замечены некоторые трудности с перевиранием (дети пересказывали сюжет известной сказки). Но после использования наводящих вопросов, дети стали самостоятельно придумывать сказку по мотивам народного произведения. Затем перешли к более сложным произведениям: «Крупеничка», «Сказка про храброго Зайца», «Заяц-хвастун». Таким образом, дети самостоятельно стали придумывать собственные повествования, интересоваться их качеством, испытывать эстетическое удовольствие.

Работа в кружке показала положительную динамику развития творческих и словесных способностей дошкольников. В процессе занятий у детей совершенствуется монологическая речь, логическая память, развивается активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, прививается любовь к родному языку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом» Есть город один в Подмосковье, Разделенный Клязьмой рекой, Символ орешек и зуйки, Орехово-Зуево город родной! Люблю я леса...

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи…

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»