Особенности использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с нарушениями речи

 

Одним из важнейших направлений психического развития ребенка является развитие речи. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др.).

В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса и формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя).

В настоящее время проблема усвоения детьми с нарушениями речи предложно-падежных конструкций продолжает оставаться актуальной, что обусловлено, прежде всего, серьезным препятствием для овладения детьми программой общеобразовательной школы.

Менее изученной является проблема усвоения детьми с нарушениями речи речи отдельных разделов грамматики. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. среди морфологического аграмматизма при речевых нарушениях выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей.

Констатирующий эксперимент проводился мною в феврале 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад «Соловушка» п.М.Жукова. В эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и 15 детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием речи.

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей словоизменения, а также употребления различных предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с нарушением речи.

В процессе констатирующего эксперимента для обследования старших дошкольников с нарушением речи мною были использованы материалы методик Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

В ходе исследования было выявлено, что более успешными для детей с нарушением речи оказались пробы на согласование существительных с прилагательными, наименее успешными – на образование родительного падежа множественного числа существительных и на согласование существительных с числительными. Далее было проведено исследование детей с нарушением речи на сформированность употребления падежных конструкций. Результаты показали, что более успешными для детей с речевой патологией оказались задания на образование форм винительного и творительного падежей, наименее успешными образование форм родительного, дательного и предложного падежей. Исследование сформированности употребления предложных конструкций у детей с нарушением речи выявило, что большие трудности возникли у детей при употреблении предложных форм с предлогами из-за, из-под, наименьшие трудности вызвали при употреблении простых предлогов. При обследовании сформированности употребления предложно-падежных конструкций у детей с речевой патологией экспериментальное изучение показало, что наибольшие трудности у детей наблюдаются при употреблении предлогов. При этом дети либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги (из, за, над, под), сложные предлоги (из-за, из-под) используют в самостоятельной речи, только некоторые обследованные дошкольники. После обследования речи детей с нарушением речи было проведено аналогичное обследование детей с нормативным развитием речи. Результаты обследования показали, что были отмечены трудности лишь при употреблении предложных форм с предлогами из-за, из-под.

В ходе анализа результатов логопедического обследования, были обозначены уровни успешности выполнения заданий детьми с нарушением речи и детьми с нормальной речью. Результаты представлены на рисунке.

 

Уровни владения навыками словоизменения, предложно-падежными конструкциями у старших дошкольников (%)Уровни владения навыками словоизменения, предложно-падежными конструкциями у старших дошкольников (%)

 

На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что состояние навыков словоизменения, владения предложно-падежными конструкциями у дошкольников старшей группы с речевой патологией не соответствует уровню нормального речевого развития.

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие – М.: Академия, 1997.
  2. Арушанова А.Г.Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  3. Бессонова Т. П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1998.
  4. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника.-М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Путешествие в музыкальную страну

Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»