Особенности использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с нарушениями речи
Одним из важнейших направлений психического развития ребенка является развитие речи. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др.).
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса и формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя).
В настоящее время проблема усвоения детьми с нарушениями речи предложно-падежных конструкций продолжает оставаться актуальной, что обусловлено, прежде всего, серьезным препятствием для овладения детьми программой общеобразовательной школы.
Менее изученной является проблема усвоения детьми с нарушениями речи речи отдельных разделов грамматики. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. среди морфологического аграмматизма при речевых нарушениях выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей.
Констатирующий эксперимент проводился мною в феврале 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад «Соловушка» п.М.Жукова. В эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и 15 детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием речи.
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей словоизменения, а также употребления различных предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с нарушением речи.
В процессе констатирующего эксперимента для обследования старших дошкольников с нарушением речи мною были использованы материалы методик Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
В ходе исследования было выявлено, что более успешными для детей с нарушением речи оказались пробы на согласование существительных с прилагательными, наименее успешными – на образование родительного падежа множественного числа существительных и на согласование существительных с числительными. Далее было проведено исследование детей с нарушением речи на сформированность употребления падежных конструкций. Результаты показали, что более успешными для детей с речевой патологией оказались задания на образование форм винительного и творительного падежей, наименее успешными образование форм родительного, дательного и предложного падежей. Исследование сформированности употребления предложных конструкций у детей с нарушением речи выявило, что большие трудности возникли у детей при употреблении предложных форм с предлогами из-за, из-под, наименьшие трудности вызвали при употреблении простых предлогов. При обследовании сформированности употребления предложно-падежных конструкций у детей с речевой патологией экспериментальное изучение показало, что наибольшие трудности у детей наблюдаются при употреблении предлогов. При этом дети либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги (из, за, над, под), сложные предлоги (из-за, из-под) используют в самостоятельной речи, только некоторые обследованные дошкольники. После обследования речи детей с нарушением речи было проведено аналогичное обследование детей с нормативным развитием речи. Результаты обследования показали, что были отмечены трудности лишь при употреблении предложных форм с предлогами из-за, из-под.
В ходе анализа результатов логопедического обследования, были обозначены уровни успешности выполнения заданий детьми с нарушением речи и детьми с нормальной речью. Результаты представлены на рисунке.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что состояние навыков словоизменения, владения предложно-падежными конструкциями у дошкольников старшей группы с речевой патологией не соответствует уровню нормального речевого развития.
Литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие – М.: Академия, 1997.
- Арушанова А.Г.Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Бессонова Т. П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1998.
- Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника.-М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006.
Читайте также |
---|
Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»
Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...
Сценарий праздника «День Защиты детей»
Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...