Здесь Родины моей начало

 

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникся теми основными чувствами, какими живет народная душа», - писал русский философ В. В. Зеленский.

Современное общество с помощью негативной информации из Интернета, СМИ, кино, подвергнуто большой опасности - разрушению личности. Поэтому духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальным в наше время. Формирование разносторонней, эмоционально отзывчивой и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении к культурному наследию своего народа. Нравственность, духовность и патриотизм выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. И только в результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, развивается благородство и достоинство личности.

В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитывать подрастающее поколение мыслящим, добродетельным, милосердным, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Человек, способный правильно оценивать и понимать чувства и эмоции другого человека, для которого понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, нужен нашему обществу для того, чтобы не потерять уважение людей друг к другу, для того чтобы идти вперед.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста очень важно, так как именно в этот возрастной период ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований принятых в обществе. От нас педагогов, родителей зависит, какими станут наши дети – а значит, и будущее нашей страны.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.

Для формирования личности человека важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, гуманизм, патриотизм - это приобретения личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Любовь к своей Родине, природе, своему прошлому и настоящему, уважение к традициям родного края, к труду взрослых и понимание того, что ты являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее. Воспитание этих чувств, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны.

Дети наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны - это история России, история малой Родины. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, чтобы ребенок с детства понимал, что он является частью своего народа, что у каждого человека есть Родина, дорогие и близкие ему места, его родные люди.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Наверное, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это мы стараемся передать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

Педагоги нашего ДОУ разработали проект нравственно - патриотического воспитания детей «Здесь Родины моей начало». Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему родному городу на основе разнообразия форм работы. При разработке проекта мы опирались на принцип приоритетности регионального культурного наследия: воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей, поэтов, композиторов, художников.

В своей работе мы стремимся достигнуть главной цели- разбудить творческую активность ребенка, дать нужные знания детям, научить их любить свою малую Родину - Кубань, вызвать у них познавательный интерес к промыслам, к истории нашего города и края. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего народа, которые нуждаются в восстановлении и защите. Чтобы возродить их, надо позаботится о воспитании детей в этих народных традициях.

Воспитание чувства Родины начинается у детей с отношения к семье, к самым близким людям — это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании невозможно. Способы поведения, принятые в семье очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой меры. Для формирования у детей нравственных чувств, ясной системы ценностей принятой в обществе, мы подобрали для родителей комплекс мероприятий: беседы, консультации, развлечения.

Нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Приступая к работе над проектом, мы хорошо понимали, что для целенаправленного результативного осуществления нравственно-патриотического воспитания необходим основательный, теоретический и практический багаж. Педагог - носитель народной культуры и традиций, исполнитель социального заказа нашего государства. Поэтому, прежде чем начать работу по воспитанию любви к родному городу, мы сами изучили историю города Краснодара: посетили музеи, памятные места, подобрали соответствующую краеведческую литературу отражающую быт, культуру, традиции края. Составили перспективный план работы по ознакомлению детей старшей и подготовительной к школе групп с родным городом. Разработали конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, оформили фото - альбомы, подобрали кубанские народные игры, сюжетно - ролевые и дидактические игры которые знакомят с фольклорным, музыкальным и литературным наследием казачества, формируют представления о семье, об истории Кубани, о животном и растительном мире края, народно-прикладном искусстве. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью, историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором. Мы стремимся широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты казацкого характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем наших детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Дети любят участвовать в народных праздниках, играх, развлечениях. Вместе с взрослыми активно готовятся и принимают участие в таких праздниках как: «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Памяти защитников Отечества», «Масленица», «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Троица», «Яблочный спас».

Богата Кубань и культурными традициями. Множество театров, культурных центров, дворцов, концертных залов.

Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранилось песенно - танцевальное традиционное народное творчество. Особое место занимает Кубанский казачий хор, творчество которого направленно на сохранение и развитие кубанской народной песни. Репертуар Кубанского хора состоит из старинных казачьих песен, а также песен написанных композиторами Кубани. Детям очень нравиться не только слушать кубанские мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-исторической среде, понимают меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

У Краснодара славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. Мы верим, что наши дети, зная историю родного города, уважая его традиции, будут стремиться и приумножать его славу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста. Тема: «Путешествие в…

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста Тема: «Путешествие в весенний лес!» Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления...

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу...

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...