Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности

 

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Веселый детский смех… Что может быть радостнее для родителей, бабушек и дедушек, да и вообще, всех окружающих, включая и нас – педагогов. Но иногда случается, что жизнь малыша трагически обрывается в огне пожара. И, чаще всего, взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя должного внимания привитию детям навыков осторожного обращения с огнем и обучению их элементарным правилам профилактики пожаров и правилам поведения при их возникновении. Поэтому основная задача взрослых- привить детям культуру безопасного поведения.

Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одергивать ребенка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов.

Знание и соблюдение правил противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Пожар… как часто в последнее время слышится это страшное слово. А ведь возникновение возгорания – это нередко результат несоблюдения правил безопасности, неосторожного обращения с огнем. В целом по стране происходит до 70% пожаров, а каждый 14-ый пожар из них – вследствие детской шалости. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно- оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, он всегда привлекал их своей постоянной изменчивостью и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Дети не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Возникновение пожаров и даже гибель детей – проблема, требующая для своего решения четких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях. Рассказать и показать ему как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но огонь может стать и врагом при неправильном обращении. Во многих случаях от нас зависит, станет ли огонь другом для детей или врагом. Это одно из правил, которое нужно запомнить детям.

Многим известно выражение «Правила техники безопасности написаны кровью». То же можно сказать и о правилах пожарной безопасности. Эти правила необходимо хорошо знать и выполнять. Дети усваивают их, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Если все же случилась беда, ребенок должен знать, что есть определенные правила поведения, позволяющие сохранить ему жизнь.

Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары, из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. И помочь им в этом обязаны мы, взрослые.

Ведь детство, как отмечал В. А.Сухомлинский, «важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Следует лишь добавить, что привитие детям даже самых простейших правил пожарной безопасности может спасти их от страшной гибели в огне.

 

Список литературы:

  1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  2. Богомья В.В., Кондрашок В.М., Аксиневич Н.П. Пожарная безопасность. Мн.: Редакция журнала «Парус», 1993. -240 с.
  3. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Избр.пед.соч.: в 3-х т. – М., 1979, т1, с.33.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-7 лет.- М.: Сфера, 2008, 80 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа»

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа» Месяц Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Январь ООД «Рождество» Презентация «Крещение»...

Читайте также

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...