Использование радужного песка как одного из нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда

 

Важным достижением человека, которое позволило ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями. Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку к социализации. Формирование личности и психических процессов напрямую связано с развитие речи.

Нарушение речевой деятельности воспитанников, которые посещают логопедический пункт, затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети с нарушенным звукопроизношением редко имеют сформированную координацию пальцев рук. Они, как правило, плохо ориентируются в расположении предметов на бумаге, затрудняются держать в руках карандаш, ручку, наблюдается моторная неловкость. Поэтому я решила использовать в коррекционной работе нетрадиционный метод – песочную терапию. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Автором метода «Песочной терапии» является швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), которая считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Как известно, что песочная терапия – это одна разновидностей игровой терапии. А игра является для дошкольника основным видом деятельности. Он в ней творит, познает, раскрывает окружающий его мир.

Используя радужный песок, решаются сразу несколько задач:

  • развитие воздушной струи;
  • развитие фонематических представлений;
  • автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование грамматического строя речи;
  • формирование слоговой структуры;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • обучение грамоте;
  • развитие психических процессов.

Песок имеет отличительную особенность: расслабляет ребенка и поглощает

негативную энергию. Также он позволяет раскрыться, дольше сохранить работоспособность и повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры с радужным песком можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Игры, которые я использую в своей работе:

Развитие воздушной струи:

  • «Забей гол», «Сдуй и найди картинку», «Полет бабочки». При выполнении данных игр необходимо следить, чтобы ребенок набирал воздух через нос, выдыхал медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи, не надувал щек.

Развитие грамматического строя речи:

  • «Дом» употребление в речи предлогов под, около, за, в, на.
  • «Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов).
  • «Волшебные превращения» упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Формирование слоговой структуры:

  • «Длинное – короткое» (деление песка на необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова).
  • «Сосчитай, не ошибись» (учить делить слова на слоги, одновременно выполняя действие на песке).
  • «Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок - соответствующих количеству слов в предложении).

Обучение грамоте:

  • «Лепим букву, слоги», «Ремонт буквы», «Составь слово» (лепить из песка изучаемую букву, и т.д.).

Развитие связной речи:

  • «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его).
  • «Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Мой опыт работы показал, что использование радужного песка дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • положительная динамика при коррекции речевых нарушений;
  • на занятиях нет монотонности, каждое упражнение для детей как новое.

Они с удовольствием вносят свои правила, при этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр» Аннотация Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в...

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...