Использование радужного песка как одного из нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда
Важным достижением человека, которое позволило ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями. Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку к социализации. Формирование личности и психических процессов напрямую связано с развитие речи.
Нарушение речевой деятельности воспитанников, которые посещают логопедический пункт, затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети с нарушенным звукопроизношением редко имеют сформированную координацию пальцев рук. Они, как правило, плохо ориентируются в расположении предметов на бумаге, затрудняются держать в руках карандаш, ручку, наблюдается моторная неловкость. Поэтому я решила использовать в коррекционной работе нетрадиционный метод – песочную терапию. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Автором метода «Песочной терапии» является швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), которая считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Как известно, что песочная терапия – это одна разновидностей игровой терапии. А игра является для дошкольника основным видом деятельности. Он в ней творит, познает, раскрывает окружающий его мир.
Используя радужный песок, решаются сразу несколько задач:
- развитие воздушной струи;
- развитие фонематических представлений;
- автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование слоговой структуры;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- обучение грамоте;
- развитие психических процессов.
Песок имеет отличительную особенность: расслабляет ребенка и поглощает
негативную энергию. Также он позволяет раскрыться, дольше сохранить работоспособность и повысить интерес к логопедическим занятиям.
Игры с радужным песком можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Игры, которые я использую в своей работе:
Развитие воздушной струи:
- «Забей гол», «Сдуй и найди картинку», «Полет бабочки». При выполнении данных игр необходимо следить, чтобы ребенок набирал воздух через нос, выдыхал медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи, не надувал щек.
Развитие грамматического строя речи:
- «Дом» употребление в речи предлогов под, около, за, в, на.
- «Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов).
- «Волшебные превращения» упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Формирование слоговой структуры:
- «Длинное – короткое» (деление песка на необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова).
- «Сосчитай, не ошибись» (учить делить слова на слоги, одновременно выполняя действие на песке).
- «Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок - соответствующих количеству слов в предложении).
Обучение грамоте:
- «Лепим букву, слоги», «Ремонт буквы», «Составь слово» (лепить из песка изучаемую букву, и т.д.).
Развитие связной речи:
- «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его).
- «Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).
Мой опыт работы показал, что использование радужного песка дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- положительная динамика при коррекции речевых нарушений;
- на занятиях нет монотонности, каждое упражнение для детей как новое.
Они с удовольствием вносят свои правила, при этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.
Читайте также |
---|
План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…
План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...
Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»
Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...