Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса

 

Понятие «взаимодействие» в самом общем значении является универсальной, общей формой движения, позволяющем влиять объектам друг на друга. Человек стремится контактировать с различными субъектами окружающей среды. С помощью взаимодействия человек может познать природные и социальные явления, процессы, закономерности, научиться ориентироваться в окружающей реальности, определить способы собственного полведения и мышления, познать других, а также освоить процесс самопознания. С помощью взаимодействия человек удовлетворяет свои потребности в общении, обучении, образовании, саморазвитии [1, 3].

Процесс обучения является процессом управления, включающий управляемую (воспитанники) и управляющую (воспитатели) подсистемы. Педагог выступает в роли управляющего субъекта, в задачи которого входит организация, контроль и коррекция (при необходимости) учебно-позновательной деятельности воспитанников. От того насколько компетентен педагог зависит то, насколько быстро ребенок сам захочет получать знания.

При осуществлении совместной деятельности воспитанники также влияют на педагога, и могут изменять характер его действий. Взаимосвязь и взаимозависимость управляющего и управляемого субъектов образовательного процесса приводят к изменениям в содержании образования, а также к изменению характера своего профессионально-педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие также включает субъекта воздействия и объекта, находящегося под воздействием, которое осуществляется с помощью сознательности, целенаправленности и активности, в результате чего достигается перевод объекта на позицию субъекта. Только тогда можно будет говорить о педагогическом взаимодействии.

Оно предполагает такое воздействие субъекта на объект, которое позволит последнему перейти в позицию субъекта и обеспечить эффективность совместной и индивидуальной деятельности.

В целом педагогическое воздействие – это особая деятельность педагога, его тонкое прикосновение к личности ребенка, позволяющее раскрыть ее потенциальные возможности быть и становиться субъектом деятельности и собственной жизни [81, с. 28].

Для эффективности педагогического взаимодействия важно соотношение педагогического влияния с его активным восприятием, а также активность воспитуемого, которое проявляется в самовлиянии и влиянии на педагога. Альтернативность взаимодействия возникает из-за разного характера проявления активности учителя и ученика в учебной и  внеучебной деятельности.

С опорой на психолого-педагогические исследования ряда авторов (Г. А. Балл, М. А. Поваляева, М. И. Лукьянова) можно выделить ряд показаний к педагогическому взаимодействию [2, 5, 6].

1. Сложность и комплексность решаемых профессиональных задач, отражающих существующие проблемы. Комплексность и триединство цели в совокупности образовательных, воспитательных и развивающих задач образовательного воздействия предполагают взаимодействие педагога с различными субъектами образовательного процесса, что позволяет решать актуальные проблемы.

2. Изменение системы отношений, в которых находится ребенок, обусловливает эффективность воздействия на него педагога. Педагогический коллектив зачастую определяет стиль жизни учреждения и, принимая участие в сложившихся отношениях, оказывает влияние на формирование и развитие личности ребенка.

3. Объективная и субъективная ограниченность ресурсов отдельно взятого педагога препятствует решению задач гуманизации педагогического процесса в формировании действительно равных отношений и реализации индивидуального подхода в полном объеме.

Основные подходы к организации педагогического взаимодействия реализуются благодаря сущностным чертам современных образовательных технологий, к которым относят субъект-субъектную схему взаимодействия и отношение принятия в общении (К. Н. Вентцель, Ш. А. Амонашвили, И. И. Рыданова и др.).

В качестве ведущих идей современного образования ряд авторов (В. А. Сластенин, А. С. Смирнов, С. Я. Ромашина) рассматривают гуманизацию и демократизацию образования. Это ведет за собой изменение облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм. Это прописано в основных нормативно правовых актах Российской Федерации и задано мировыми гуманистическими тенденциями.

В организации педагогического взаимодействия очень важными являются положения педагогической поддержки, выделенные Л.А. Даринской.

1. Личность с самого начала является субъектом творчества, где приоритет отдается индивидуальности, самобытности и самоценности ученика, являющегося активным носителем субъектного опыта творческой деятельности, формирующегося задолго до влияния специально организованного образовательного процесса.

2. Творчество является индивидуальной деятельностью по изменению аспектов жизнедеятельности, и это должно быть предусмотрено при проектировании образовательного процесса.

3. Конструирование и реализация образовательного процесса способствует выявлению творческого опыта каждого участника и фиксацию складывающихся способов учебной и внеучебной деятельности.

4. В процессе сотрудничества, происходящем в совместной деятельности, педагог и учащиеся, как субъекты образовательного процесса, обмениваются творческим опытом.

5. Общественно-исторический и индивидуально-творческий опыт должны находиться в постоянном согласовании, использовать все то, что накоплено личностью как субъектом творчества и его жизнедеятельности.

6. Развитие творческого потенциала личности есть сумма овладения личностью творческими образцами деятельности, а также постоянного обогащения и преобразования опыта как источника собственного развития.

7. Творчество – это процесс, описываемый в соответствующих терминах, которые отражают его природу, психологические механизмы реализации и стимулирования, обеспечивающих творческое развитие личности.

8. Базовым основанием личности является формирование творческой активности, выступающим как результат образовательного процесса [4, с. 18 – 22].

Разделение субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия лежит в основе авторитарной и демократической парадигм образования.

Авторитарная педагогика трактует взаимодействие как воздействие педагога на учащегося, как обусловленность и порожденность поведения ученика активными действиями педагога, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого. Современная (гуманистическая) педагогика базируется на основе совместной деятельности, что требует создания тончайших педагогических ситуаций развития. Взаимодействие всегда демократично и основывается на принятии индивидуальных интересов партнера.

Взаимодействие представляет собой сотрудничество субъект-субъектных отношений, развитие которых возможно при положительной установке творческую работу, совместном планировании, анализе результатов деятельности, осознании ее цели и личностного смысла. Эффективности взаимодействия также способствует создание ситуации свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками, наличие достоверной информации о делах в группе детей, педагогическом коллективе, о каждом участнике деятельности, организация воспитательных и досуговых мероприятий, позволяющая наиболее полному раскрытию личности [80].

В процессе обучения взаимодействие педагога и ребенка трансформирует учебное взаимодействие в учебное сотрудничество, благодаря чему они становятся единым совокупным субъектом образовательного процесса. Достичь единства можно в том случае, если у ребенка к моменту поступления в школу сформируется способность к «осознанию» и «целеполаганию» совместной деятельности как основы учебной.

Понимание взаимодействия как взаимовоздействия помогает определить его формулу, содержащую этапы и уровни развития взаимодействия субъектов образовательного процесса (ребенка и взрослого, взрослого и взрослого) [7]:

1-й этап – субъект-объектные отношения (традиционное воздействие):

S →   O.

2-й этап – субъект-объект-субъектные отношения (переходное воздействие):

S →   O (S1).

Педагог оказывает оптимальное воздействие на ребенка с целью его перевода на позицию субъекта, тем самым трансформируя субъект-объектные отношения в субъект-субъектные. Эти два этапа педагогического взаимодействия характерны для авторитарной парадигмы образования. Что взаимодействие стало полным, необходимо достичь двух следующих уровней.

3-й этап – субъект-объектные отношения (ответное воздействие):

S →   O (S1).

4 –й этап – субъект-субъектные отношения (взаимодействие):

(O1) S ↔ O (S1).

Достижение последних двух этапов осуществляется за счет способности ребенка оказывать обратное воздействие.

Исходя из представленной технологической схемы развития педагогического взаимодействия, видно, что каждый этап обеспечивает новое качество в его формировании. Выпадение любого из них не позволит достичь становления подлинных субъект-субъектных отношений.

Признание в качестве исходного субъект-объектного типа отношений дает возможность определить перспективы развития педагогического взаимодействия через становление субъектности ребенка, что сопровождается эволюцией субъектной позиции взрослого к его объектности.

 

Список использованной литературы

  1. Абульханова, К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Балл, Г. А., Бургин, М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение. Вопросы психологии 1994. №4. С. 56-66.
  3. Бурлова, Бурлова, Н. Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. № 10, с. 56-60.
  4. Даринская, Л. А. Педагогическая поддержка как механизм развития творческого потенциала // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 25 – 28 июня 2003 г. – СПб.: Изд-во С.-Петеб. ун-та, 2003. – Т. 3. – С. 18 – 22.
  5. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: Коллективная монограф. / под общ. ред. М. А. Поваляевой. – Ростов н\Д: Феникс, 2002. – 352 с.
  6. Лукьянова, М. И. Взаимодействие школьного психолога с учителями — основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование. 1999. № 3-4. С. 23-29.
  7. Майер, А. А. Становление субъектности ребенка в процессе педагогического взаимодействия со взрослым // Материалы Всероссийского совещания-семинара по подготовке организатора-методиста к работе с детьми в классах раннего развития. Барнаул: БГПУ, 2005. С. 71 – 77.
  8. Широкова, Е. Ф., Шептенко, П. А. Будущему педагогу - воспитателю о личностно ориентированном педагогическом взаимодействии «педагог-воспитанник». (Теоретический, методико-технологический аспекты.) М. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 298 с.
  9. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.




Новые публикации

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста Аннотация: В структуру психологической готовности ребенка к школьному обучению входит много компонентов. Среди...

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у…

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у нас в гостях» Форма НОД: интегрированное. Направление: ОЗОЖ. Виды деятельности: словесная; наглядно-демонстрационная; игровая. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативная», «речевое развитие», «познавательное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. Образовательные задачи: 1. Повторить с...

Читайте также

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с…

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком с использованием нетрадиционного дидактического материала Развитие психоэмоциональной сферы...

Конспект логопедического занятия. Лексическая тема: «Зима»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и...

Проект «Зеленый островок»

Проект «Зеленый островок» Цель работы – создание безопасной благоприятной среды для детей, изучение видового разнообразия и состояния комнатных растений ДОУ. Задачи работы: 1)...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Чтение художественной литературы С.Алексеев "Брестская Крепость"

С. Алексеев «Брестская Крепость» Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Алексеева «Брестская крепость» Ход занятия: Ребята, посмотрите у меня на доске висят картины. Как вы думаете что это такое? Это крепость. Как вы понимаете это слово?Крепость - это сооружение, укрепленный...

Интегрированное занятие по ПДД "На помощь машинке Би-Би"

Цель:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, уточнить названия некоторых знаков,воспитать уважительное отношение к ПДД и соблюдать их.     Ход занятия: Ребята, к нам в гости сегодня пришла вот такая машинка. Зовут его Би-Би. Он живет в стране под...

ПРОДОЛЖАЕТСЯ АКЦИЯ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ

В регионе продолжается акция «Дети летать не умеют», ее проводит уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя. Задача акции - повысить сознательность родителей и предотвратить случаи выпадения детей из окон. Чтобы принять в ней участие, нужно сфотографироваться с плакатом...

Осторожно на воде!!!!!!!!!!!!!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС! В целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство