Образовательный потенциал художественно-творческой деятельности дошкольников

 

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении.

В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию такой атмосферы, которая позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая бы стимулировала общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Почти никакие понятия о Родине маленьким детям ещё не доступны. Поэтому художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его Родины.

Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

Обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды); организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности является воображение.

На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода. Воображение активно формируется средствами «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. В целом ряде исследований и методических разработок (Е. А. Флёрина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко И.А.Лыкова, Г.С.Швайко и др.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала изодеятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • Непосредственно-образовательная деятельность;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • театральные пятницы
  • недели творчества,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок
  • занятия в библиотеке,
  • создание книг – самоделок.
  • Детские проекты.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

В детском саду функционируют кружки эстетической направленности "Поделки Домовёнка Кузьки", "Сундучок сказок" – театральный. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Работа по рельефной лепки

Мною была написана авторская программа по рельефной лепке, разработан перспективный план на 2 года.

Реализация программы велась через работу кружка "Поделки Домовенка Кузьки".

Цель:

  • Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
  • Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.

В настоящее время рельефная лепка незаслуженно забыта в практике работы детских садов, она оказывает большую помощь в развитии мелкой моторики рук у дошкольников. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена следованиями учёных института физиологии и подростков М.И.Кольцовой, Е.И.Есениной. Их исследования показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики ребёнка предполагает соответствующий уровень развития речи. Специальными исследованиями В.П.Дудьева, Т.Б.Филичёвой, Е.М.Мастьюковой выявлен ряд особенностей недоразвития мелкой моторики рук:

  • Затруднения при выполнении противоположных действий каждой руки, изолированный характер их работы;
  • Несовершенство процессов контроля и регуляции движений, явление моторной истощаемости;
  • Неуверенность в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
  • Недостаточность тонких дифференцировок пальцев рук.

Всё изложенное обуславливает необходимость целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости. Уровень развития мелкой моторики позволяет овладеть специальными умениями и навыками, которые предусмотрены программой обучения и воспитания.

В программе выделены образовательные области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных особенностей: художественно- эстетическое; социально- личностное; познавательно-речевое; физическое развитие.

Данная программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 5-7 лет, рассчитана на два года обучения.

Актуальность программы:

  • Развивать эстетическое восприятие действительности, умение чувствовать характер, настроение, выделять выразительные средства.
  • Развивать художественно-творческие способности, чувство цвета, формы, композиции.
  • Создавать больше возможностей для упражнения детей в освоении таких технических приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание кончиками пальцев.
  • Увеличить работу различных мышц руки в ходе одного занятия.
  • Упражнять детей в согласовании движений руки и глаза.
  • Развивать композиционные умения.
  • Комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизовать работу обеих рук, развивать силу пальцев.

Режим занятий по программе:

  • Один раз в неделю один час (25 минут, всего 36 часов в год (2 года).
  • Тема предлагается на 2-4 занятий.
  • Количество детей 8-12.
  • Ориентация программы- дополнительное образование.

Режим занятий по программе:

  • Один раз в неделю один час (25 минут, всего 36 часов в год (2года).
  • Тема предлагается на 2-4 занятий.
  • Количество детей 8-12.
  • Ориентация программы- дополнительное образование.

Задачи:

  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепкопластика).
  • Развитие творчества, формирование интереса к произведениям искусства.
  • Формирование основных приёмов лепки: раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, равномерно размазывать пластилин тонким слоем по всей поверхности, умение работать кончиками пальцев рук.
  • Развивать навыки декоративной лепки.
  • Формирование у детей устойчивого интереса к творческой деятельности и народному искусству.
  • Обогащение сенсорного опыта у дошкольников.
  • Развитие коллективного творчества.
  • Воспитание стремления действовать согласованно, помогать товарищам, уметь договариваться о том кто какую работу будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
  • Воспитание взаимопомощи.

Таким образом, в процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.

Поэтому, руководство изобразительной деятельностью, рельефной лепкой, требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.

 

Рельефная лепка

Рельефная лепка Рельефная лепка



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...

Читайте также

Выпускной вечер в детском саду

Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»