Роль педагога-психолога в адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО

 

Человек явился в мир. Интересный человек, новый, непохожий ни на кого. Что из него получится и кем он вырастет – это во многом зависит от родителей.

Малыш не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие - результат большого труда родителей, педагогов и нас психологов. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребёнка, и каждое доброе слово – это уже надежный кирпичик в фундамент.

Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трёх лет трудно переоценить. Так, по наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30 - 40%. Очень важно так построить жизнь ребёнка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому очень большую роль в развитии ребёнка играют близкие ему люди, которые помогут ребёнку гармонично развиваться, создадут психологический и физический комфорт для его успешного роста. Однако, чтобы помочь ребёнку в развитии необходимо знать в чём его проблемы, где и как нужно оказать помощь.

Для развития эмоционально-коммуникативных навыков нами в работе используются игры, упражнения и занятия, которые являются средством обучения, коррекции и воспитания детей раннего возраста. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи для совместной работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и родителей, что оказывается своевременным и необходимым. Раннее обучение и коррекционные занятия используются нами не только как направление помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, но и для обучения здоровых детей.

Раннее обучение и коррекция направлены на достижение двух основных целей:

  • создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребёнка;
  • создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребёнка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Для того, чтобы развитие малыша было всесторонним и гармоничным необходимо правильно строить индивидуальную работу с ребёнком в зависимости от его особенностей. Мы учитываем то, что игры должны быть приятны ребёнку, вызывать радость от общения с родителями, другими взрослыми, сверстниками.

Также психологический комфорт ребёнка зависит от окружающей среды. Окружающая среда может оказывать как травмирующие, так развивающие воздействия на детей. Правильно организованная, психологически безопасная, комфортная среда способствует развитию положительных качеств личности ребёнка. Поэтому наши игрушки и пособия подобраны соответственно возрасту.

Важно не перегружать ребёнка и не затягивать занятие, так как малыш может устать и потерять интерес к выполняемому делу. Поэтому оптимальный вариант – это гармоничное сочетание заданий на развитие различных способностей и навыков. И такие занятия включают в себя упражнения и игры по формированию эмоционально-коммуникативных навыков, развитию речи, мышления, памяти, физическому и нравственному воспитанию. Начиная упражнение или игру с самого простого действия, постепенно усложняем его, стимулируя малыша преодолевать каждый этап.

Методическим обеспечением основных направлений работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста является комплекс игр, упражнений и заданий, которые педагог-психолог предлагает выполнить ребёнку самостоятельно, с помощью родителей или с его помощью. Активное участие близких людей создает ситуацию психологической защищенности и уверенности при общении с другими детьми и взрослыми, формирует чувство доверия к окружающему миру.

Так при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Педагогу-психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс, связанный с адаптационным периодом. Первостепенную важность имеет способность ребёнка к общению. Для этого психологом проводятся подгрупповые занятия (5-7 детей) на первом этапе с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Очень важно, чтобы опыт пребывания в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми ребёнок приобрел при поддержке близкого человека. Главное, научить ребёнка раннего возраста разговаривать без страха, понимать взрослого, которого раньше не видел, слушаться его, уметь попросить у него помощи, сделать так, чтобы он не опасался новизны в окружающей обстановке.

Основными задачами адаптационных занятий являются:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • методические рекомендации педагогам ДОУ для проведения групповых занятий в адаптационный период с учетом индивидуальных особенностей ребёнка;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей раннего возраста:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  4. Развитие навыков внимания, восприятия, речи, воображения;
  5. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  6. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Психолог является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий. В своей работе педагог-психолог использует: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворений. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:

  • совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
  • неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Данные занятия, упражнения, игры помогают правильно организовать общение детей, родителей и педагога-психолога и облегчить сложный адаптационный период, сделают пребывание ребёнка в детском дошкольном учреждении интересным, радостным и полезным.

 

Литература:

  1. «Сама в садик я ходила» Е.П.Арнаутова, К.Р.Овсепян, Москва «Карапуз» 2004;
  2. «Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей» Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф., СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005;
  3. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А.С., М.: Книголюб, 2003;
  4. «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет» А.С.Галанов, М.: АРКТИ, 2002;
  5. «Популярная психология для родителей. Какой у вас ребёнок?» Шелопухо О.А., М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята»

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята» Родная природа – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...

Читайте также

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

«Дети в зимнем лесу»

«Дети в зимнем лесу» Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают на верхушки деревьев...

Страну Родную защищая

Страну Родную защищая День защитника Отечества в Детском саду Филиал МАДОУ «Журавушка» «Я-МАЛ» в старшей группе «Фантазёры» От всей души поздравляем вас...