Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста через сказку

 

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями. Известно, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможности успешного обучения ребенка.  

Сенсорные эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например система геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвет (синий, красный, желтый, зеленый).  В связи с этим мною были придуманы сказки познавательного и обучающего содержания.  

В сказке идет повтор, игра, фантазия, непроизвольное закрепление обучающего материала.  Таким образом, математическая сказка закрепляет новые знания о сенсорных эталонах.

 

Сказка о круге, квадрате и треугольнике

Жили – были на лесной полянке веселые геометрические фигуры: братец – круг, братец – квадрат и братец- треугольник. У каждого братца был свой домик. Жили они дружно, ходили друг к другу в гости. И все бы у них было хорошо, но в один из пасмурных дней, подул сильный ветер и рассорил всех братьев.

Стали они спорить.

Братец – круг говорит, что он квадрат. Братец – треугольник стал называться кругом, а братец- квадрат – треугольником. Каждая фигура перепутала свой домик. Весь день и всю ночь братья спорили между собой.

В одно прекрасное утро выглянуло солнышко, небо стало яркое, голубое. Солнышко собрало все фигуры на полянке и стало объяснять, как они называются.

Подозвало солнышко квадрат и сказало:

 - Ты братец – квадрат. Потому что у тебя есть четыре угла, четыре одинаковые стороны, ты похож на платок.

Затем солнце подозвало круг:

 - Ты братец – круг. Ты похож на солнце, такое же круглое, у тебя нет углов, можешь катиться как колесо.

 Последний остался треугольник:

- Ты братец – треугольник, ты похож на крышу дома. У тебя есть три угла и три стороны.

Затем все братья разошлись по своим домикам: братец – круг пошел в домик, где была круглая дверь, братец – квадрат зашел в домик, где была квадратная дверь, а братец – треугольник – в домик, где была треугольная дверь.

И стали они по-прежнему жить дружно и весело.

 

Сказка о круге, квадрате и треугольнике

 

Сказка о круге и зайчике

Когда геометрические  фигуры стали опять жить дружно, братец – круг решил пойти в поход, в лес, собрался и покатился по тропинке. Навстречу ему зайчик.

Зайчик спрашивает:

- Ты кто? Я возьму тебя к себе.

- Я круг, - отвечает братец – круг. Меня нельзя забирать. Я похож на солнце, приношу всем радость и свет. У меня нет углов, поэтому я добрый.

Зайчик подумал и сказал:

- Еще ты похож на мою любимую тарелочку, у меня есть круглое зеркало, на моей тележке есть колеса, похожие на тебя.

Братец – круг обрадовался, что может приносить пользу всем и покатился домой рассказать об этом своим братьям.

 

Сказка о круге и зайчике

 

Сказка о треугольнике и лисичке

Братец – треугольник тоже захотел погулять по лесу и узнать, что интересного есть в лесу.

На его пути повстречалась елочка. Братец – треугольник постоял, посмотрел на нее и спросил:

- На что ты елочка похожа?

Елка отвечает:

- Я похожа на твои уголочки, т.е. на тебя, платье мое такой же треугольной формы как ты.

Дальше ему повстречалась грустная лисичка, у нее был зонтик, но на нем не было узоров.

- Помоги мне, треугольник, украсить мой зонтик, - сказала лисичка.

И братец – треугольник разукрасил зонтик веселыми елочками.

Лисичка поблагодарила треугольник и веселая пошла дальше. Братец – треугольник побежал к братьям, чтобы рассказать, что он помог лисичке.

 

Сказка о треугольнике и лисичке

 

Сказка о квадрате и ежике

Когда братец - квадрат узнал, что его братья круг и треугольник всем помогают, он тоже решил пойти в лес. Шел он, шел и на пригорке  увидел много квадратов разных размеров, выпиленных из дерева.

- Что же из них можно сделать? – подумал братец – квадрат.

Мимо пробегал ежик, он искал из чего же можно сделать стол. Братец – квадрат помог ежику. Нашел он большой квадрат  с четырьмя одинаковыми сторонами, прибил к нему по четырем углам ножки и получился чудесный стол для ежика. Ежик поблагодарил его.

Услышал зайчик, что братец – квадрат помогает лесным жителям и решил попросить у него, что бы он смастерил стульчики для гостей.

И братец – квадрат сделал из маленьких квадратов, стульчики. Зайчик сказал спасибо и понес стульчики домой.

Братец – квадрат понял, что он тоже умеет  помогать лесным жителям.

 

Сказка о квадрате и ежике

 

Сказка о желтой картине

Братец – круг, братец – квадрат  и братец – треугольник отправились гулять  и на лесной полянке они увидели цветную коробочку. Открыли они коробочку и увидели, что там лежит краска желтого цвета и кисточки, которыми можно рисовать.

- Что же нам с ними делать? - спросил братец – квадрат.

А солнышко им подсказало:

 - Вы возьмите каждый по кисточке, и нарисуйте картину.

 Поставили братья чистый – белый холст, взяли кисточки и стали думать, что бы им такое нарисовать. Первым придумал братец – треугольник:

 - Я вспомнил, что бывает желтого цвета, я нарисую цыпленка. Макнул он свою кисть в желтую краску и получился пушистый, желтый цыпленок.

Тут и братец – круг вспомнил, что бывает желтого цвета и сказал:

- А я нарисую желтые одуванчики.

Задумался братец – квадрат, что бы ему еще нарисовать желтого цвета и сказал:

- Я нарисую солнце, потому что оно дарит людям тепло, радость.

Солнышко предложило братьям дорисовать на своей картине еще предметы, желтого цвета, но  разной формы - квадратной, круглой и треугольной.  

Братец – круг дорисовал желтому цыпленку, желтую, круглой формы шляпку.

Братец – квадрат, предложил нарисовать квадратной формы, желтые часы.

А братец – треугольник, дорисовал цыпленку желтый бантик, который состоит из двух треугольников.

 Вот такая желтая картина получилась у братьев.

 

Сказка о желтой картине

 

Сказка о синей картине

Пошли братец – круг, братец – квадрат и братец – треугольник дальше, и увидели на пеньке лежит другая цветная коробочка, заглянули, а там лежит синяя краска и кисточки. И тут солнышко опять братьям предложило нарисовать картину, но только синего цвета. Опять задумались братья:

-  Что же можно нарисовать синего цвета?

Взял кисточку братец – круг, посмотрел по сторонам и увидел синие колокольчики. И нарисовал эти красивые цветочки посередине холста.

Вдруг братец – квадрат услышал неподалеку какой–то шум, это оказалось, что мимо протекал ручей. И он решил нарисовать синий ручеек.

- Ну вот, - сказал братец – треугольник: - вы все нарисовали, а я и не знаю, что еще можно нарисовать. И тут ему на кончик кисточки села красива стрекоза, она была синего цвета. Обрадовался братец – треугольник, что стрекоза сама ему подсказала, что можно нарисовать синего цвета. Макнул он кисточку в синею краску и нарисовал стрекозу, пока она не улетела.

Солнышко опять им предложило нарисовать любые предметы разной формы, но одного синего цвета.

Братец – круг нарисовал синий, круглый барабан.

Братец – квадрат нарисовал синий квадратный .... . стол стул

Братец – треугольник нарисовал синею, красивую шаль, треугольной формы.

Вот такая синяя картина получилась у братьев.

 

Сказка о синей картине

 

Сказка о красной картине

На следующий день, когда опять выглянуло солнышко, братцы снова решили пойти погулять в лес и посмотреть, какие сюрпризы их ожидают в лесу сегодня. Прошли они свою полянку, перешли через ручеек и тут под елочкой они увидели опять цветную коробочку, в которой опять лежали краска и кисточки.  Но только на этот раз краска была красного цвета.

Взяли братья краску, а с чего начать и что рисовать они не знают. Стали они думать, смотреть по сторонам.

Посмотрел братец – круг в правую сторону, увидел красные цветы, это были маки. Макнул он кисточку в краску и нарисовал эти красивые красные цветы.

Братец – треугольник посмотрел в левую сторону, там краснели маленькие бусинки, присмотрелся он, и это оказались красные ягоды.

Братец – квадрат нарисовал петушка.

- А почему ты нарисовал петуха? – спросил его братец – круг. - Он ведь не красного цвета.

- Но у него есть красный гребешок, на голове, - ответил братец – квадрат. И дорисовал ему гребешок.

И тут опять солнышко сказала:

- А теперь нарисуйте предметы, разной формы, красного цвета.

Опять братья задумались. Но братец – круг сразу вспомнил, что у него дома есть красный, круглый воздушный шарик. И он нарисовал его на картине.

Братец – квадрат придумал нарисовать красный, квадратный . . . . . . дом из кирпича

А братец – треугольник нарисовал красный колпак, треугольной формы, который ему подарили на день рождения.

Солнышко похвалила братьев:

- Красивая опять у вас получилась картина, но теперь она красного цвета

 

Сказка о красной картине

 

Сказка о зеленой картине

Пошли братцы дальше. И тут на тропинке лежала опять цветная коробочка, а там была краска зеленая и то же лежали кисточки. Поняли они, что надо нарисовать картину зеленого цвета. Но думать братцы долго не стали. Потому что куда не посмотри, все было зеленого цвета.

Братец – круг нарисовал полянку, а на ней зеленую травку.

Братец – квадрат нарисовал зеленого кузнечика на этой полянке.

А братец – треугольник нарисовал деревья, а на них зеленые листочки.

Но тут солнышко опять предложило им дорисовать на своей картине предметы зеленого цвета, разной формы.

Братец – круг нарисовал круглый мячик, с которым он любил играть.

Братец – квадрат нарисовал зеленый, квадратный платок, который он сшил сам.

Братец – треугольник нарисовал зеленую елочку, у нее платье было треугольной формы.

Вот такая зеленая картина получилась у братцев.

Солнышко собрало все четыре картины и сказало:

- Я сделаю выставку ваших картин, пускай все лесные жители полюбуются вашим творчеством.

 

Сказка о зеленой картине



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную…

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню Когда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую...

Читайте также

Интегрированное занятие с элементами развития речи «Веселые лягушата в стране…

Интегрированное занятие с элементами развития речи «Веселые лягушата в стране Звукляндии» Цель: Побуждение детей к дружеским отношениям, творчеству, интерес к физкультурным занятиям. Задачи: укреплять...

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год. Тема: «Ознакомление…

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования» 1 квалификационная...