Роль совместной проектной деятельности в формировании познавательного, социального и эмоционально – личностного развития ребенка

 

Дружный коллектив сотрудников нашего детского сада «Кунчээн» уже на протяжении 50 лет встречает веселых, озорных дошколят, где есть место и время для всех видов детской деятельности – для свободной игры и развивающих занятий, для праздников и посиделок, для встреч с друзьями и дружеского общения.

Коллектив детского сада стремится создать детям образовательное пространство, делает все, чтобы доставить малышам радость открытия окружающего мира, организует совместно с воспитанниками интересные мероприятия (выставки, концерты, конкурсы), развивает у каждого ребенка стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, к поиску разумного выхода из различных жизненных ситуаций.

Наш педагогический коллектив работает творчески и увлеченно, всегда ищет новые, нетрадиционные методы решения воспитательно – образовательных задач.

Так, в последнее время у нас вызывает проектная деятельность, в рамках которой реализуются различные проекты.

Совместная проектная деятельность начинается с выбора темы, которая должна быть достаточно содержательной, чтобы каждый ребенок мог найти в ней интересующий его аспект. Выбрав тему, мы совместно с детьми продумываем возможные проекты для раскрытия темы, намечаем предполагаемые источники информации. После завершения работы над проектом детям предлагаем рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, они должны услышать похвалу взрослых в свой адрес. Желательно, чтобы на представлении результатов проекта присутствовали не только сверстники, но и родители.

Презентации организуем в виде выставки различных детских поделок, рисунков, макетов, спектаклей.

Если проектная деятельность организована с соблюдением всех методических требований, то на определенном этапе развития ребенок приобретает позитивные личностные качества и полезные навыки, оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

В качестве примера проектной деятельности приведем работу над совместным проектом детей и взрослых «Моя малая родина».

1 этап. Выбор темы.

Айыына принесла в группу иллюстрированную фотоматериалами книгу «Оленекский улус», небольшая группа детей заинтересованно рассматривала книгу. На следующий день Максим принес книгу «Ээйик». Воспитатели, заметив, что дети заинтересовались этой темой, обеспечили группу различными книгами, фотоальбомами, картами для поддержания детского интереса. На одном из утренних сборов мы обратились к детям с вопросом, хотят ли они больше узнать о родном крае, в котором живут, и что именно хотят узнать.

2 этап. Сбор систематизации и хранение информации по теме, планирование проекта.

На этом этапе детей направляем на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии).

Например, изучая животный и растительный мир Оленекского района, дети рисовали растения, произрастающие в этом районе (деревья, кустарники, травы); животных, которые здесь обитают, изготавливали их макеты.

3 этап. Выполнение проекта.

Все работы, сделанные детьми, были объединены в трех больших проектах:

  1. «Карта Оленекского района». На карте были отмечены природные зоны (тайга, тундра, горы, реки, озера); модели животных размещены в местах обитания.
  2. Театрализованное представление «Звезда Севера» с демонстрацией моделей национальных костюмов народов севера.
  3. Книга детских рассказов «Путешествие по земле Урэн Хосуна». Детьми были выпущены книги с рассказами, рисунками, посвященные по теме «Моя малая родина».

4 этап. Презентация.

Карта Оленекского района экспонировалась в холле. Театрализованное представление «Звезда Севера» прошло в музыкальном зале. На представлении была проведена презентация книг детей. Дети совместно с родителями составили подробное описание проектов.

Вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс является еще одной особенностью нашей работы. Для этого мы используем различные способы и формы взаимодействия с семьями детей, что позволяет лучше узнать каждого ребенка, помогает раскрытию его возможностей и развитию способностей. Наиболее популярными формами взаимодействия с семьями воспитанников, по нашему мнению и родителей, является:

  • Взаимодействие с семьей в период адаптации;
  • Оформление уголков «Презентация семьи», «Презентация ребенка», создание «Герба семьи». Участие в такой работе позволяет родителям проявить свои творческие способности и возможности, поделиться увлечениями, представить уникальность в своей семьи и ребенка. Совместное составление родословной родителями и детьми пробуждает у них интерес к истории своих предков. В группе организуем специальную выставку, посвященную родословным, которая неизменно вызывает интерес у всех участников педагогического процесса. В роли экскурсоводов выступают сами дети. Они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельности, достижениях. Для задания по созданию «Герба семьи» используют полученные информации, знания из родословной и создают свой собственный герб. Каждая семья подчеркивает особенности своей семьи, рода;
  • Выпуск семейной газеты с фотографиями. Такие стенгазеты украшают групповые комнаты, холл. Ребята с удовольствием рассказывают о своей семье, её особенностях, интересах, о том, какое участие они принимали в оформлении стенгазеты.
  • Организация совместных тематических выставок;
  • Проведение совместных мероприятий и праздников;
  • Совместная проектная деятельность и другие.

Взаимодействие педагогов с детьми и их родителями обусловлено тематическим планированием – «погружением» ребенка в определенную тему во всех видах деятельности, что является основой для совместной проектной деятельности педагога с дошкольниками и их родителями.

Учитывая значимость данной темы, в нашей группе мы разработали проект «Моя семья». Его основной целью стало формирование у детей среднего дошкольного возраста положительно – насыщенного образа родного дома, а также создание условий для становления основ патриотического сознания.

Были определены следующие задачи:

  • Создать условия для выработки у детей ценностного отношения к дому и семье;
  • Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению, поддержанию традиций семьи, вызывающие желание оказывать позитивное влияние на устройство и быт родного дома;
  • Формировать знания о семье, её родословной, семейных традиций и п.

В план реализации проекта включены следующие основные темы: «Семья. родословная», «Наш дом», «Трудовая деятельность детей на благо семьи и дома», «Семейные праздники и традиции».

Специфика данного проекта заключается в том, что воспитателем параллельно ведется работа с детьми и их родителями. По каждой теме намечаются цели и задачи, пути их достижения, устанавливаются формы и методы закрепления знаний.

В ходе совместной работы педагогов и родителей дети подводятся к первоначальному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место в качестве члена семьи, формируется положительно насыщенный образ родного дома. Это становится возможным благодаря комплексному решению следующих задач:

  • Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо дома и родителей;
  • Создание ситуаций переживания ребенком чувство гордости за членов семьи и их достижения;
  • Организация и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи;
  • Привлечение всех членов семьи к формированию у ребенка положительно насыщенного образа родного дома.

Благодаря проекту «Моя семья» появилась реальная возможность ознакомить детей с особенностями родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного отношения к членам семьи, а главное – научить дошкольников азам такого же отношения.

Таким образом, мы совместно с родителями обеспечиваем единство познавательного, социального и эмоционально – личностного развития ребенка в дошкольном возрасте.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

1 сентября в детском саду. Праздник для всех групп детского…

1 сентября в детском саду Праздник для всех групп детского сада Дети собираются на площадке детского сада. Звучат весёлые фанфары. Ведущий -...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» - посвященная дню Великой Победы» Аннотация: данная методическая разработка предназначена...

Читайте также

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие»

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие» Цель: познакомить детей с лучшими образцами военных песен, разъяснить детям, как с помощью...

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...