Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ с помощью метода проектов
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому именно на этом этапе важно воспитывать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Кроме того, ФГОС ставит перед педагогами несколько задач, одной из которых является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе и их эмоционального благополучия)». Вариантом решения данной задачи является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслима образовательная деятельность по физической культуре в современном детском саду.
В рамках Федерального Стандарта на физкультурных занятиях осуществляется системно - деятельностный подход. То есть каждое занятие и каждое мероприятие создают условия для развития воспитанника и педагога. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода в образовательном процессе вполне реализуется метод проектов и задачи здоровьесбережения могут быть успешно решены с помощью данного метода в рамках ФГОС.
Инструктором по физической культуре совместно с воспитателями был проведен проект «Неделя здоровья». Подготовка осуществлялось в процессе всей образовательной работы с детьми, которая включает: чтение книг, просмотри иллюстраций, видеофильмов о спорте и спортсменах. Мероприятия недели здоровья распределялись следующим образом по темам: понедельник – «Первая помощь», вторник – «Здоровое питание», среда – «День безопасности», четверг – «Правила гигиены», пятница – физкультурный досуг «Хорошо здоровым быть!».
Например, мероприятия по теме «Здоровое питание». (Участники двух групп делятся на 4 команды, так чтобы в каждой команде был педагог.)
Мероприятие начинается в актовом зале, где собираются команды. У каждой из команд: эмблема, название и девиз. Команды выстраиваются напротив друг друга. Главный судья представляет членов жюри, которые будут оценивать на этапах. Команды выбирают маршрутные карты по жребию.
Судья объясняет правила игры.
- Команды передвигаются по первому этажу детского сада.
- У каждой команды свой маршрутный лист (передвигаясь по саду, команды не встречаются).
- Для каждого этапа выделяется определенное время.
- Выигрывает команда, которая вернется в зал с наибольшим количеством набранных очков.
- Судьи подсчитывают набранные очки.
- Перед стартом команды показывают название команды, девиз.
1 станция: Инсценировка сказки «Репка» (домашнее задание).
2 станция: «Собери пазлы». Проводится в методическом кабинете. На этом этапе дети собирают пазлы (1 – овощ, 1 – фрукт – собрать и дать характеристику).
3 станция: Загадки про овощи и фрукты.
Детям задаются загадки, они их отгадывают и зарабатывают себе очки.
4 станция: Музыкальная. Исполняется песня (домашнее задание).
По окончанию соревнования все команды собирались в актовом зале. Пока судьи подсчитывали очки, с детьми проводилась подвижная игра «Овощи и фрукты».
Таким образом, в процессе физкультурно-оздоровительной работы с использованием метода проектов нами выполняются следующие требования ФГОС к результатам освоения Программы, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
В любом случае, в процессе любой нашей физкультурно-оздоровительной работы мы стремимся к единому результату, о котором очень точно сказал немецкий философ IХ века Артур Шопенгауэр: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Список используемой литературы.
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
- Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: - Учеб. пособие. — М., 2001. с. 123
Читайте также |
---|
Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»
Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»
Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»
Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...
Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников
Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что...