Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, с применением конструктора LEGO

 

Введение

В связи с изменениями в системе дошкольного образования происходит обновление научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Ежедневно меняются требования к развитию ребенка, появляются новые технологии, а традиционные формы и методы уже не способны заинтересовать современных детей. Одним из важных условий обновления является использование LEGO -технологий.

Н.Н. Подьяков говорит, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка, способствует психофизическому развитию детей, помогает развитию коммуникативных качеств, формирует умение сотрудничать с партнером в процесс совместной работы. Создавая что-то своими руками из LEGO-конструктора, ребенок воплощает свои представления об окружающем мире в реальной модели этих предметов.

Ситуации, возникающие в процессе создания построек и обыгрывание их, способствуют социально-коммуникативному развитию детей. В процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.

Включение сюжетно-ролевых игр с использованием LEGO-конструктора помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

В процессе сюжетно-ролевых игр с применением LEGO-конструктора, успешно идет развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, т.к. LEGO- конструирование гармонично сочетает конструирование и сюжетную игру. Л.А. Парамонова предлагает отказаться от термина «строительная игра» говоря о том, что в процессе конструирования «… мы имеем дело либо с сюжетно-ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования». В данной работе мы берем за основу сюжетно-ролевую игру, а конструктор LEGO позволит нам развить игровой сюжет.

Несмотря на то, что LEGO-конструктор обладает большим количеством предпосылок для того, чтобы успешно помочь развить социально-коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста, на практике этому средству не уделяется достаточного внимания, поэтому работа в ДОУ с применением LEGO-конструктора встречается очень редко.

Цель работы: выявить и апробировать условия социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, с применением конструктора LEGO.

Задачи:

1.  выявить социально-коммуникативные особенности развития детей среднего дошкольного возраста на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы;

2.  выявить возможности сюжетно-ролевых игр, с применением конструктора LEGO, как средства социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста;

3.  разработать тематику и содержание сюжетно-ролевых игр, с применением конструктора LEGO, для детей среднего дошкольного возраста.

1. Понятие социально-коммуникативное развитие в психолого-педагогической литературе

Социально - коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Реализация принципов образовательной области:

  1. Усвоение норм и ценностей принятых в обществе.
  2. Развитие общения взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий.
  1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  1. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  1. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
  1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по «Социально-коммуникативному развитию» в соответствии с ФГОС:

- Организация сюжетно-ролевых игр;

- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

2. Особенности социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.

Л.С. Выготский подчёркивал: «Высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития. Каждая психологическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике».

В среднем дошкольном возрасте ребёнок выходит за пределы семейного круга. Взрослый все больше становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Ребёнок четырех лет может определить человека, выполняющего действие, от самого действия. Впервые он начинает осознавать и задумываться над тем, что помимо действий существуют те, кто их выполняет. Если раньше ребёнок просто выполнял действие, то теперь он совершает его, подражая взрослому. Таким образом, перед ребёнком начинает особым образом выступать социальная роль взрослого.

Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности в свою очередь благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой, конструирование для создания игровых ситуаций, сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. В этом возрасте ребёнок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознаёт доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменение настроения, эмоциональное состояние близких, сверстников, проявляет сочувствие, внимание.

Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой и конструкторской деятельности. Путём организации образовательной работы, взрослый может оказать влияние на её формирование.

Ребёнок уже в состоянии освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделять от себя другие роли. Конструкторские действия он начинает выполнять не ради них самих, а ради игрового смысла, поэтому конструкторские постройки, выполненные ребенком, позволяют одновременно обогатить смысл детских игр и занятий.

Дети 4-5 лет могут выстроить последовательность игровых конструкций в соответствии с логикой развития сюжета. У них появляется возможность установления ролевых взаимодействий с другими участниками игры.

В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив.

Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

Этот возраст характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнёры в игровой и конструкторской деятельности. Всё это приводит к дифференциации межличностных отношений в группе.

3. Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, как вид образовательной деятельности

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основными компонентами сюжетно-ролевой игры выступают: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Среди основных сюжетно-ролевых игр характерных для детей среднего дошкольного возраста можно выделить: «Семья», «Большая стирка», «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.

В четыре года, большинство детей начинают самостоятельно исследовать окружающий мир. В этом нелегком деле и помогает сюжетно-ролевая игра. Игра - один из ведущих видов детской деятельности. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия, чаще всего с помощью знакомых им игрушек. В этом возрасте особое значение приобретают новые предметы-атрибуты, они вносят «свежую струю» в сюжетно-ролевую игру, позволяют развить сюжет игры, и по- новому увлечь детей. Как было сказано ранее в работе, в среднем дошкольном возрасте, наряду с другими видами деятельности, выступает конструкторская деятельность. Применение конструирования в работе с детьми имеет много положительных моментов, т.к. конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Кроме этого, применение LEGO-конструктора на занятиях в рамках НОД помогает развитию творческих способностей и коммуникативных навыков - так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование, преобразование для последующей игры. Мы не заканчиваем НОД детей на моменте постройки - мы предлагаем им обыграть эту постройку, в сюжетно-ролевой игре. А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру с результатом своей деятельности. Понять, что было сделано хорошо, над чем придется поработать, что нужно доработать и усовершенствовать. Какими новыми видами постройки можно в дальнейшем обогатить и развить игру. Развивать сюжет игры с помощью конструктора LEGO очень интересно, т.к. яркий и разнообразный конструктор не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Это способствует интересному развитию сюжета в игре. LEGO- конструирование помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать по заданному педагогом сюжету. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Следует особо отметить, что сюжетно-ролевая игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки и материал для создания игрушек-заменителей, тем самым развивает его воображение, помогает увидеть один и тот же предмет под разными «углами», именно он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.

4. Тематика и содержание сюжетно-ролевых игр с применением конструктора LEGO

Тематика сюжетно-ролевых игр с применением конструктора LEGO

Тема занятия Количество часов
1 Здравствуйте, давайте познакомимся. 1
2 С Лего - мы друзья! 1
3 Волшебница осень 1
4 Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят! 1
5 Листопад, листопад, листья желтые летят! 1
6 Музыкальная шкатулка 1
7 Правила дорожные - совсем не сложные! 1
8 В гостях у доктора Айболита 1
9 Ах, Самара городок! 1
10 Мои помощники 1
11 Опасные предметы вокруг нас 1
12 В мире животных 1
13 Зимушка - зима в гости к нам пришла 1
14 Мы оделись и обулись 1
15 Зимние вида спорта 1
16 Маленькой елочке холодно зимой 1
17 Новый год стучит к нам в двери 1
18 В гостях у Марьи-искусницы 1
19 Город мастеров 1
20 В королевстве вежливости и доброты 1
21 В гостях у сказки 1
22 Все профессии нужны, все профессии важны 1
23 Мы разведчики 1
24 Подводный мир 1
25 Мы поздравляем наших мам 1
26 Я в весенний ручеек запущу кораблик 1
27 Музыкальная лесенка 1
28 Мы играем в театр 1
29 Домик для скворца 1
30 Природные явления весной 1
31 Один дома 1
32 Маленькая искорка - большая беда 1
33 Великий день в сердцах людей 1
34 Мы сажаем лук 1
35 Читаем вместе с мамой 1
36 Повторяем, закрепляем (обыгрывание построек) 1
Итого: 36

Содержание занятий (на примере 3 занятий) представлено в Приложении 1 моей работы.

Заключение

Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников - весьма актуальна. В современных условиях необходимо воспитывать детей так, чтобы они легко могли преодолевать трудности жизни, умели договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

Дошкольный возраст - это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть, как взрослый» и подражать ему: в действиях, в диалоге между сверстниками. Работу по социально- коммуникативному развитию детей необходимо начинать с дошкольного возраста, потому, что именно в этом возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремиться проявлять самостоятельность.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно. Возраст от 4 до 5 лет - это возраст интенсивного становления социально-коммуникативных потребностей и самосознания ребёнка, его первые морально-этические представления об окружающем мире.

В ходе работы было установлено, что сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, адекватная возрасту, наилучшее средство социально-коммуникативного развития дошкольников. Выполняя конструирование и обыгрывая его в сюжетно-ролевой игре, дети приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми, приобщаются к самостоятельности, в полной мере раскрывают свои творческие способности, оказывают взаимопомощь и поддержку сверстникам, при выполнении совместной работы.

Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как ребёнок может неосознанно высвободить накопившиеся негативные переживания, выполнив ту или иную постройку и обыграть ее. Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, даёт особое ощущение социальной значимости.

Очень хотелось бы обратить внимание воспитателей других ДОУ на сюжетно-ролевые игры с применением конструктора, как еще одно средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста. И активно его использовать в своей непосредственной образовательной деятельности, внося предложения, идеи, перенимая опыт работы у воспитателей других ДОУ. Это поможет сделать сюжетно-ролевые игры для детей, с использованием конструктора LEGO, более совершенными и применимыми к индивидуальным особенностям их развития.

Список использованной литературы:

1.  Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию. - М.: Просвещение, 2001. -147с.

2.  Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 230 с.

3.  Воспитание детей в средней группе детского сада Пособие для воспитателя дет. сада /В.В. Гербова Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 230с.

4.  Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - С.432-433.

5.  Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.

6.  Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. - М.: Феникс, 2009. - 79с.

7.  Макаренко А. С. Игра. соч. - М.: Просвещение, 1957. - т. IV. - 276 с.

8.  Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Педагогическое общество России,1999.-188с.

9.  Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2009. - 97 с.

10.  Петрова И.О. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

11.  Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. - 243с.

12.  Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-416с.

 

Приложение 1

Содержание занятий (на примере 7 занятий)

1 тема «Что нам осень подарила»

Цель: закрепить представление детей о подарках осени.

Задачи: закрепить знания детей о признаках осени; формировать умение правильно классифицировать овощи и фрукты; познакомить с новой профессией- сборщик овощей и фруктов; воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности.

Ход игры:

Воспитатель предлагает одним детям собрать урожай яблок с Лего-дерева. И сложить его на хранение в Лего-ящики. А другим детям собрать урожай картофеля с Лего-грядок в мешки. И отвезти собранный урожай в продуктовый магазин. Дети распределяются на сборщиков яблок, сборщиков картофеля, на шофера и продавца в магазине.

2 тема «В мире животных»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Задачи: формировать умение различать животных, правильно соотносить их названия; развивать связную речь, пополнять словарь детей за счет введения новых понятий; воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает дидактические картинки на тему: «Дикие и домашние животные». Делает акцент на том, где какое животное обитает и как правильно называется его дом. Дети рассматривают фигурки диких и домашних животных, заготовленных воспитателем заранее: лошадь, собака, утка, жираф, лиса и т.д. Далее предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру: «Строители» и построить для одного из животных домик из конструктора Лего.

3 тема: «Новый год стучит к нам в двери»

Цель: Расширить и закрепить знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране

Задача: Расширить представление детей об окружающем мире; развить чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества; развить диалогическую речь, обогащать активный словарь, учить использовать в речи образные слова и выражения, развивать воображение, фантазию, самостоятельность; учить создавать радостное настроение и дарить радость другим; закрепить навыки работы с конструктором Лего; воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Ход игры:

Воспитатель задает детям вопросы: «Что такое Новый год?», «Где живет Дед Мороз?». Проводит беседу с детьми: «Как люди в Новый год поздравляют друг друга?». И предлагает отправиться в творческую мастерскую Деда Мороза. Дети вместе с воспитателем садятся на ковер-самолет и отправляются в путь. В творческой мастерской воспитатель говорит деткам о том, что до Нового года осталось очень мало времени, а заявок от ребят очень много. Предлагает помочь дедушке (собрать игрушки из конструктора Лего и отправить их ребятам) и поиграть в сюжетно-ролевую игру: «Помощники Деда Мороза».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (младшая группа)

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (Младшая группа) Цели и задачи: Познакомить с праздником Масленицей. Создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской транспорт» В рамках тематической недели: «Транспорт». Дата проведения: (первая неделя ноября). Цель: закреплять знания детей о...

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...