Воспитывающее начало народных игр

 

Народные игры служат несомненным доказательством педагогического таланта народа и примером того, что хорошая детская игра - это пример высокого педагогического мастерства.

В раннем возрасте ребёнка, все игры направлены индивидуально к нему.

Малыша развлекают, забавляют простыми играми с шумящими, звучащими, яркими игрушками, играми-прибаутками. Такими, как «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Как только малыш научился ходить, бегать, то и характер игр меняется - они становятся коллективными. В них воспитывается чувство ответственности перед коллективом. В то же время в этих играх не гасится детская самостоятельность. В игре ребёнок испытывает много положительных чувств. Радость от того, что мышка не попалась кошке, сочувствие пойманному и т. п.

Смело можно сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, воли, характера, развивают нравственные чувства и физически укрепляют ребёнка. Во время игры ум ребёнка работает живо и энергично, действия организованны.

Народные игры, как правило, образны. Привлекая к себе преимущественно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. В силу того, что в игре есть своё событие, случай, они и составляют игру, именно их и переживает ребёнок. В игре «Гуси-лебеди» гусям нужно убежать от волка, а волку - поймать гусей. В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыплёнка, а курице - защищать своего цыплёнка. Этот признак роднит народные игры с детской творческой игрой, где дети очень часто создают такой случай, событие, но там он исчезает быстро под наплывом новых впечатлений, а в вышеуказанных играх события принимают устойчивую форму. Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Наседка защищает – коршун ловит. В игре «У медведя во бору», ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элементы состязания, борьбы и поэтому вызывают эмоции опасения, радости и побуждают к осторожности и именно этим увлекают детей.

Наиболее популярные народные игры построены именно по такому плану.

Структура народной игры проста. Одна цель и одноплановость действий всех играющих. Вариации в игре относятся или к началу, или составляют её конец.

Именно эти качества и создают классическую простоту, завершённость, предельную законченность, которые и отличают народные детские игры. Движение, песня, слово, органически связаны в них. К примеру, текст игры «Коршун и наседка». Один из играющих - коршун, другой – наседка, остальные - цыплята.

Целая группа детских игр построена на движении. «Салки», «Пятнашки», «Колдуны».

Во всех играх с движениями нужно ограничить пространство. Оно должно быть не большим, что бы дети не устали и игра была оживлённой.

В народных играх есть ещё одна особенность, когда песня, как наиболее развитый вид русского народного творчества, тесно связывается с игрой. На основе песни построены хороводные и другие народные игры. В них дети самостоятельно поют и двигаются. Хороводные игры, такие как «Каравай», «Золотые ворота», «Просто», «Заинька», где слово и действие гармонично сочетаются. Если в подвижных играх ребёнка заставляли действовать событие, случай, то в хороводных действие осуществляется в ритме, тексте, ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне.

Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Так, например, в «Жмурки», «Кошки-мышки», играют охотно не только дети дошкольного возраста, но и школьники. Отсутствие в них дидактических задач, делает эти игры ненадоедающими. Поэтому такое широкое применение этих игр во всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в поколение.

Таковы народные детские игры в своих существенных чертах. Их высокие педагогические достоинства несомненны.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации. Тема: «Картинки для…

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликацииТема: «Картинки для наших шкафчиков» (Средняя группа) Задачи: Образовательные: формировать умение определять замысел в соответствии с назначением...

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»