Воспитывающее начало народных игр
Народные игры служат несомненным доказательством педагогического таланта народа и примером того, что хорошая детская игра - это пример высокого педагогического мастерства.
В раннем возрасте ребёнка, все игры направлены индивидуально к нему.
Малыша развлекают, забавляют простыми играми с шумящими, звучащими, яркими игрушками, играми-прибаутками. Такими, как «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Как только малыш научился ходить, бегать, то и характер игр меняется - они становятся коллективными. В них воспитывается чувство ответственности перед коллективом. В то же время в этих играх не гасится детская самостоятельность. В игре ребёнок испытывает много положительных чувств. Радость от того, что мышка не попалась кошке, сочувствие пойманному и т. п.
Смело можно сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, воли, характера, развивают нравственные чувства и физически укрепляют ребёнка. Во время игры ум ребёнка работает живо и энергично, действия организованны.
Народные игры, как правило, образны. Привлекая к себе преимущественно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. В силу того, что в игре есть своё событие, случай, они и составляют игру, именно их и переживает ребёнок. В игре «Гуси-лебеди» гусям нужно убежать от волка, а волку - поймать гусей. В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыплёнка, а курице - защищать своего цыплёнка. Этот признак роднит народные игры с детской творческой игрой, где дети очень часто создают такой случай, событие, но там он исчезает быстро под наплывом новых впечатлений, а в вышеуказанных играх события принимают устойчивую форму. Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Наседка защищает – коршун ловит. В игре «У медведя во бору», ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элементы состязания, борьбы и поэтому вызывают эмоции опасения, радости и побуждают к осторожности и именно этим увлекают детей.
Наиболее популярные народные игры построены именно по такому плану.
Структура народной игры проста. Одна цель и одноплановость действий всех играющих. Вариации в игре относятся или к началу, или составляют её конец.
Именно эти качества и создают классическую простоту, завершённость, предельную законченность, которые и отличают народные детские игры. Движение, песня, слово, органически связаны в них. К примеру, текст игры «Коршун и наседка». Один из играющих - коршун, другой – наседка, остальные - цыплята.
Целая группа детских игр построена на движении. «Салки», «Пятнашки», «Колдуны».
Во всех играх с движениями нужно ограничить пространство. Оно должно быть не большим, что бы дети не устали и игра была оживлённой.
В народных играх есть ещё одна особенность, когда песня, как наиболее развитый вид русского народного творчества, тесно связывается с игрой. На основе песни построены хороводные и другие народные игры. В них дети самостоятельно поют и двигаются. Хороводные игры, такие как «Каравай», «Золотые ворота», «Просто», «Заинька», где слово и действие гармонично сочетаются. Если в подвижных играх ребёнка заставляли действовать событие, случай, то в хороводных действие осуществляется в ритме, тексте, ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне.
Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Так, например, в «Жмурки», «Кошки-мышки», играют охотно не только дети дошкольного возраста, но и школьники. Отсутствие в них дидактических задач, делает эти игры ненадоедающими. Поэтому такое широкое применение этих игр во всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в поколение.
Таковы народные детские игры в своих существенных чертах. Их высокие педагогические достоинства несомненны.
Читайте также |
---|
Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда
Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...
Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…
Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...
Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации. Тема: «Картинки для…
Рисование предметное по замыслу с элементами аппликацииТема: «Картинки для наших шкафчиков» (Средняя группа) Задачи: Образовательные: формировать умение определять замысел в соответствии с назначением...