Методические рекомендации для родителей
«Дочки–матери» для малышей 2,5-3 года

 

Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек. Он уже умеет пользоваться некоторыми предметами, играет разными игрушками, пытается примерять на себя различные роли (мамы, доктора, продавца). А получается ли у него сыграть эти роли от начала и до конца? Может ли он в игре развить сюжет? Ведь большое значение в социальной адаптации ребенка и реализации его возможностей в будущем имеют ролевые игры и инсценировки. Они развивают воображение, творческие и актерские способности, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. К таким играм относится и игра «Дочки-матери». Так помогите ребёнку освоить эту не сложную, на первый взгляд игру, помогите своему малышу перенести его жизненный опыт в игру.

  Игра в «дочки-матери» – старейшая детская сюжетно-ролевая игра служащая имитацией взрослой семейной жизни, она весьма полезна и интересна. В 2,5-3 года дети способны к обыгрыванию понятных сюжетов из жизни. Теперь кроха способен связывать отдельные действия в единую сюжетную линию и объединяет их игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д. В своей игре малыш копирует поведение взрослых, перевоплощаясь  то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Наблюдая за игрой ребенка, Вы можете увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания.)

Станьте на время ребёнком, играйте вместе увлечённо и с интересом. А в сложных ситуациях Вы сможете подсказать, придумать что-то интересное. Готовьте обед, укладывайте кукол спать, принимайте гостей… Вы и не заметите, когда ребёнок возьмёт дело в свои руки.

Чтобы привлечь внимание к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите. Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».

Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Маша пить – чай или молоко?», «Мне кажется, Маше холодно. Ей надо надеть шапку». Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».  Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой». - Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или Вы с ребенком - взрослые мамы. У вас дочка — кукла, за ней нужно ухаживать, ее нужно воспитывать (будить, делать с ней зарядку, умывать, причесывать, убирать постель, одевать, кормить, гулять, играть с ней, мыть ей руки, и т.д.)

Играйте дома, в песочнице, по дороге в магазин – всюду ребёнок совершенствует своё мастерство. Позовите ребёнка помочь Вам накрыть на стол, постирать носовые платочки или носки. Ведь действия, которые Вы ему показали, он переносит в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием. По мере приобретения новых впечатлений, усложняйте сюжет: куклу можно лечить, ходить с ней в парикмахерскую и по магазинам, ездить с ней на поезде и играть в детский сад. Так  малыш отражает в своей игре собственный жизненный опыт, учится бережно относиться к кукле-дочке.

Если сюжета в игре не получается, помогите ребёнку вопросом: «Твоя, Оля, наверное, хочет пить?». Затем покажите, как нужно напоить Олю: достаньте кружку, понарошку налейте воды и напоите куклу. Комментируйте каждое своё действие.

Позаботьтесь и о том, чтобы среди игрушек у малыша было достаточно таких, с помощью которых он может изображать те действия взрослых, которые он видит, — куклы, посуда, мебель, кукольная одежда, наборы инструментов (например, «Доктор Айболит»). Кроме того, предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», простая коробка из-под обуви может быть телевизором или микроволновкой. Чем больше «игрушечных» трудностей малыш преодолеет, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и в различных ситуациях, сможет воспользоваться во взрослой жизни. Будьте уверены: такая хозяйка (или хозяин) и во взрослой жизни не растеряется, выйдет из положения в любой ситуации.

Относитесь к игре ребёнка очень бережно, помня, какой это важный процесс для становления будущего человека. Даже накормить ребёнка можно, пригласив «маму с дочкой» в гости к себе на кухню или все вместе сходите в кафе, где обсудите все новости. Таким образом, игра не прервется, а продлится и станет интереснее.

Приучайте  малыша доводить начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по ходу игры могут возникнуть. Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп?», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.

Важно вызвать ребёнка на самостоятельное придумывание содержания игры и способов выполнения роли, при этом помните, хозяином положения в игре всегда должен быть ваш малыш. Он самостоятельно должен подбирать необходимые атрибуты или предметы заменяющие их (кубик-кружка, кирпичик-пирожное). Не мешайте ему играть, но, заметив какие-либо затруднения, помогите продлить и разнообразить игру, предложив дополнительную игрушку или задав вопрос, который побудит малыша усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть или поинтересуйтесь, не заболела ли «дочка», не желает ли она сходить в магазин, тогда в игре разворачивая сюжет «в магазине» или «в больнице», а ваш ребёнок с удовольствием продолжает играть.

Помните, семья — это первое связующее звено между человеком и обществом, тем богатством, которое оно накопило и которое ему предстоит освоить. Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».

Играйте вместе и с удовольствием!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей…

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Читайте также

Проект «Цветы»

Проект «Цветы»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...