Семья – это важно

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные ценности.

 

Работая в детском саду вот уже более 20 лет, хочу отметить, что современные дети и их родители изменились. Ежегодно, анализируя социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду я поняла, что наиболее значимыми для родителей дошкольников являются образовательные результаты, связанные с «формированием прочных знаний» (69,5%) и «возможностью развития своих способностей» (43,1%), причем, наблюдаются неоправданно завышенные требования к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции, умение читать, писать, быть лучшем во всех делах), без учёта реальных возможностей дошкольников.

 

Кроме того, от посещения детского сада большинство родителей, 99%, ожидают широкий спектр оздоровительных услуг и считают, что охрана и укрепление физического здоровья детей должно быть приоритетным. 70% родителей считают не менее важным и психологическое здоровье ребенка, а также эмоциональное благополучие, обеспечение интеллектуального и личностного развития. Кроме того, 86% родителей ждут от детского сада интересного общения своих детей со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе. А 26% родителей вообще переложили ответственность за воспитание и развитие своего ребенка только на детский сад. Почему?

 

На мой взгляд, этому есть несколько причин. Прежде всего, нестабильность статуса семьи. Женился – развелся, все просто, безответственно. Никто не задумывается, а каково детям, как им разделить свою любовь между папой и мамой. Отсюда стрессы, агрессия, неврозы, суицид. Следующая причина - это недооценка важности семейного воспитания, подумаешь, мы тоже так росли. Целый день бегали на улице, пока родители работали и ничего, выросли! Далее, нет семейных устоев, традиций, мероприятий, обязанностей, общих дел, всего того, что укрепляет семью, формирует ее целостность. Почему мы сегодня не устраиваем семейные чтения, совместные прогулки, приготовления подарков и блюд, не играем вместе на спортивной площадке? Кроме того, очень часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребёнком и его воспитании. Порой они не знают, как быть интересными для детей, как выстраивать партнёрские отношения с ними, чем увлечь. А еще, нежелание быть участниками воспитательно-образовательного процесса и принимать активное участие в различных мероприятиях группы и детского сада. Странно, но жизнь и деятельность ребенка в детском саду некоторыми родителями не воспринимается всерьез. А ведь ребенок гордиться, когда мама и папа пришли на праздник, на занятие, на детский спектакль, вместе нарисовали рисунок или сделали поделку.

 

А дети, какие они? Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе и ресторан, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. Детям покупается и дарится так много, что практически никто из современных детей не может быстро сказать, какая игрушка у него любимая, т.к. некоторые дети вообще не знают, сколько у них игрушек. То же касается одежды, обуви, спортивного оборудования и многого другого

 

Уважаемые родители, ПОЙМИТЕ, не всегда малыш бывает в состоянии оценить изыски детского меню солидного ресторана, а в 4 года понять разницу между отдыхом в Италии и Испании. Иногда, с искренним желанием провести чудесный семейный отпуск, родители не могут предсказать, как отразятся на 5-летнем человеке длительные перелёты, регистрации и ожидания в аэропортах, смена климата, воды и режима питания. Да и тысячи попутчиков, соседей по столику, случайных знакомых, каждый из которых несёт свои эмоции, свои истории, свой темперамент и, простите, свои инфекции, пожалуй, не всегда бывают нужны. В своё время мы, пусть в неудобной обуви и не самой красивой одежде, имели грандиозное преимущество перед нынешними детьми: мы входили в мир постепенно. Расширяя свой кругозор от дворовой детской площадки, продвигаясь маршрутом до своего детского сада, стадиона, магазина, мы считали вершиной самостоятельности загородную поездку с друзьями или экскурсию с классом в столицу. На многих маленьких детей сегодня взрослый мир сваливается сразу и целиком.

 

При всех этих современных ценностях задумываются ли родители это ли нужно их малышу? К сожалению многие забыли, что дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека и ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по - своему полезны детям.

 

Мои наблюдения показывают, в последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

 

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Весьма печально.

 

Я очень надеюсь, что прочитав мою статью, современные родители задумаются о тех ценностях, которые существуют в их семье и возможно они изменяться. Не забывайте, что семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Тесное общение бабушек и дедушек со своими внуками, их доброта и справедливость, терпение и жизненный опыт делают жизнь малышей радостной и содержательной. Старая японская мудрость гласит:

 

Если человек загадывает на год - он сеет хлеб.

Если человек загадывает на десятилетия - он сажает деревья.

Если человек загадывает на века – он воспитывает детей.

 

От того, как будут образованы наши дети, каковы будут их ценности, а главное, как они будут воспитаны, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных...

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Читайте также

Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...