Развитие игровых действий у детей 3 года жизни
(консультация для родителей)

Игра – это самостоятельная деятельность детей. Поэтому она требует особенно тактичного и задушевного руководства со стороны воспитателей. Детей младшего дошкольного возраста следует учить самостоятельно играть в разные игры (дидактические, сюжетные, сюжетно ролевые, строительные, подвижные). Вместе с тем в этом возрасте закладываются основы и других видов самостоятельной деятельности, необходимые для всестороннего развития личности ребёнка. К ним относятся овладение общими движениями (ходьбой, бегом, лазаньем и другими) и совершенствованием их, элементарные практические действия (в основном трудовые действия по самообслуживанию). Самостоятельное рассматривание книг, картинок, наблюдение за окружающими, общение со взрослыми, сверстниками, первые попытки музыкальной и изобразительной деятельности.

 

Отобразительные и сюжетно-отобразительные игры, которые предшествуют сюжетно-ролевой игре, вначале очень кратковременны. Длительность игры 3-10 минут. Игра с сюжетными игрушками создаёт благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы. Она выполняет развивающую (среду) функцию, если формируется взрослыми с учётом закономерностей её развития, как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу игровых задач. Способы решения игровых задач – это разные игровые действия и заменяющие их жесты слова. Игровые средства – игрушки, предметы заместители и слова, обозначающие отсутствующие в данный момент предметы.

 

Развитие способов игрового воспроизведения действительности проходит следующие этапы:

1. Дети овладевают предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками. Все условия для игры готовит взрослый.

2. Затем проходят к игровым действиям с предметами – заменителями и с воображаемыми предметами. Первые действия с воображаемыми предметами носят развёрнутый характер. Ребёнок пальцами руки передаёт форму и размер какого-либо воображаемого предмета (конфету он берёт тремя пальцами, яблоко – раскрыв всю ладонь).

3. Подобные действия, обобщаясь, свёртываются и превращаются в указательный жест в направлении игрушки.

4. Дети не производят знакомые действия, но обозначают их словами (куклы уже поели, поспали). Они самостоятельно готовят условия для игры, совершая при этом более трёх подготовительных действий, перед кормлением готовят обед, накрывают на стол, старательно усаживают их за стол и т.д. Овладевая средством замещения. Более сложными способами решения игровых задач. Малыши могут играть парами, а иногда и по 4 человека.

 

Для развития игры, важно формировать умения принимать от взрослого игровые задачи, научить детей ставить и самостоятельно решать поэтапно, усложняющимися способами и средствами. Для того, чтобы дети играли в ту или иную игру, они своевременно должны получать впечатления, питающие игру, усваивать смысл действия людей, назначение предметов.

 

В повседневной жизни и во время специально организованных занятий, с взрослыми детьми должны рассматривать, обследовать безопасные предметы обихода. При этом взрослому следует подчёркивать основные свойства предметов, показывать, как действовать с ними, кратно выделяя словами их назначения (чашка – пить, кровать – спать и т.д.). таким образом взрослый расширяет запас понимаемых сов, формирует активный словарь, обогащает практический опыт каждого ребёнка. Это такие занятия: «У Мишки болят зубы», «Одевание куклы на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Кукла обедает» и т.д.

Формы расширения практического опыта могут быть разными: наблюдение в группе, на участке, в спальне, в раздевальной комнате (например: детям предлагают рассмотреть внимательно, как и что они надевают, собираясь на прогулку).

 

Индивидуальные поручения (принести знакомый предмет, игрушку, книгу). Наблюдения за простыми действиями взрослых и других детей в быту (взрослый кормит детей, укладывает спать, моет посуду и т.д.) посильное участие детей в уборке игрушек, помощь в накрывании стола. Опыт детей обогащается и через занятия по развитию речи, например: чтение отрывка «Доктор Айболит», потешки «Водичка - Водичка», «Наша Маша маленькая», «Кисонька - мурысонька». Чтение стихов «Баю - баю», «Наша Таня», «Бычок» А. Барто и т.д.

 

Рассматривания сюжетных и предметных картинок (предметы обихода, посуда, одежда, мебель, т.д.) «Купание куклы Тани», «Кукла обедает», «Кукла гуляет».Показы инсценировки «Кукла Катя пошла в гости», «У Мишки болят зубы». Отыскивание и принятие предметов, а также игры драматизации и игры занятия со строительными материалами.

 

Дети 3 года жизни рекомендуется побуждать наблюдать в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи, посмотреть как и что делает няня, прежде чем накормить ребят. Обращать внимание детей на поведение взрослых животных и их детёнышей, людей и животных. Наблюдать совместный труд 2-х - 3-х людей. Общение (продавец – покупатель, врач – больной, хозяйка – гость, мама – дочка). Наблюдать за поведением шофёра на улице (протирает стёкла, заводит машину, уезжает).

 

Наблюдать как и для кого строят дома. Так у детей накапливается и обогащается опыт практической деятельности, возникает потребность воспроизводить их в игре. Задача воспитателя содействовать тому, чтобы они подрожали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления. Формировались положительные качества. Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре.

 

Нужны и обучающие игры, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, в месте со взрослыми учились ставить интересную воображению цель, искали способы и средства для её достижения. Обучающие игры должны быть обязательно новым занимательными, интересными, с сюрпризом, потому что это форма передачи игрового опыта, где ведущую роль играет своевременное изменение игровой среды подбор игрушек и игрового материала.

 

Детям нужны куклы, игрушечные животные, сюжетно-транспортные игрушки, строительный материал, игрушки отображающие предметы повседневного обихода, элементарного труда и культуры (посуда, мебель, телефон, холодильник, музыкальные инструменты, одежда). В процессе игры нужно ставить ребёнка в такие условия, чтобы он использовал различные по образному содержанию игрушки.

 

Для детей 3 года жизни создаются такие игровые ситуации, в которых ребёнок выполняет взаимосвязанные игровые задачи. Например: перед кормлением кукол - приготовить обед, сходить в магазин за покупками. Таким образом способ решения одной и той же задачи (кормление кукол) изменяется, благодаря постепенному усложнению условий игровой задачи. Для развития речи важно, чтобы ребёнок не только принимал и выполнял игровые задачи с предметами заместителями и воображаемыми предметами, но и сообщая другим, что он собирается делать.

 

Для этого необходимо побуждать обращаться к воспитателю, детям по поводу своих действий. Постепенно у ребёнка развивается инициатива в постановке игровых задач, появляются первые игровые замыслы.





Новые публикации

Конспект открытого просмотра НОД во второй младшей группе по познавательно-речевому…

Конспект открытого просмотра НОД во второй младшей группе по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества на тему: «Подводный мир» Цель: - познакомить детей с...

Конспект открытого занятия НОД во второй младшей группе по познавательно-речевому…

Конспект открытого занятия НОД во второй младшей группе по познавательно-речевому развитию с элементами пластилинографии на тему: «Подсолнух» Цель: - познакомить детей с...

Рождество в детском саду

Рождество в детском саду Что такое Рождество? Это один из самых светлых праздников в году, а преддверие его окрашено особенным звучанием...

Читайте также

Организация продуктивной деятельности через игру «Космическое путешествие»

Организация продуктивной деятельности через игру «Космическое путешествие»  

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Тема:…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группеТема: «Поможем Маше и Медведю»   Образовательная область: «Речевое развитие». Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное...

Клуб «Читающая мама»

Клуб «Читающая мама»


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

План воспитательно-образовательной работы с детьми второй младшей группы "Почемучки"

1 неделя . 11 января понедельник. Тема недели «Зима. Зимние виды спорта. Экспериментирование с водой и льдом.» Цели : Расширять представления о зиме.Знакомить с зимними видами спорта.Формировать представления о безопасном поведении зимой.Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с...

Комплексно-тематическое планирование на ноябрь (18.01-22.01)

Дата, день недели Пн 18.01 Тема недели: Домашние птицы. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах Самостоятельная деят-ть детей Организованная образовательная деятельность Утро Утренний фильтр. Общение. Утренняя гимнастика. Игры в центрах активности по желанию детей, общение по интересам. 1...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство