Развитие игровых действий у детей 3 года жизни
(консультация для родителей)

Игра – это самостоятельная деятельность детей. Поэтому она требует особенно тактичного и задушевного руководства со стороны воспитателей. Детей младшего дошкольного возраста следует учить самостоятельно играть в разные игры (дидактические, сюжетные, сюжетно ролевые, строительные, подвижные). Вместе с тем в этом возрасте закладываются основы и других видов самостоятельной деятельности, необходимые для всестороннего развития личности ребёнка. К ним относятся овладение общими движениями (ходьбой, бегом, лазаньем и другими) и совершенствованием их, элементарные практические действия (в основном трудовые действия по самообслуживанию). Самостоятельное рассматривание книг, картинок, наблюдение за окружающими, общение со взрослыми, сверстниками, первые попытки музыкальной и изобразительной деятельности.

 

Отобразительные и сюжетно-отобразительные игры, которые предшествуют сюжетно-ролевой игре, вначале очень кратковременны. Длительность игры 3-10 минут. Игра с сюжетными игрушками создаёт благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы. Она выполняет развивающую (среду) функцию, если формируется взрослыми с учётом закономерностей её развития, как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу игровых задач. Способы решения игровых задач – это разные игровые действия и заменяющие их жесты слова. Игровые средства – игрушки, предметы заместители и слова, обозначающие отсутствующие в данный момент предметы.

 

Развитие способов игрового воспроизведения действительности проходит следующие этапы:

1. Дети овладевают предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками. Все условия для игры готовит взрослый.

2. Затем проходят к игровым действиям с предметами – заменителями и с воображаемыми предметами. Первые действия с воображаемыми предметами носят развёрнутый характер. Ребёнок пальцами руки передаёт форму и размер какого-либо воображаемого предмета (конфету он берёт тремя пальцами, яблоко – раскрыв всю ладонь).

3. Подобные действия, обобщаясь, свёртываются и превращаются в указательный жест в направлении игрушки.

4. Дети не производят знакомые действия, но обозначают их словами (куклы уже поели, поспали). Они самостоятельно готовят условия для игры, совершая при этом более трёх подготовительных действий, перед кормлением готовят обед, накрывают на стол, старательно усаживают их за стол и т.д. Овладевая средством замещения. Более сложными способами решения игровых задач. Малыши могут играть парами, а иногда и по 4 человека.

 

Для развития игры, важно формировать умения принимать от взрослого игровые задачи, научить детей ставить и самостоятельно решать поэтапно, усложняющимися способами и средствами. Для того, чтобы дети играли в ту или иную игру, они своевременно должны получать впечатления, питающие игру, усваивать смысл действия людей, назначение предметов.

 

В повседневной жизни и во время специально организованных занятий, с взрослыми детьми должны рассматривать, обследовать безопасные предметы обихода. При этом взрослому следует подчёркивать основные свойства предметов, показывать, как действовать с ними, кратно выделяя словами их назначения (чашка – пить, кровать – спать и т.д.). таким образом взрослый расширяет запас понимаемых сов, формирует активный словарь, обогащает практический опыт каждого ребёнка. Это такие занятия: «У Мишки болят зубы», «Одевание куклы на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Кукла обедает» и т.д.

Формы расширения практического опыта могут быть разными: наблюдение в группе, на участке, в спальне, в раздевальной комнате (например: детям предлагают рассмотреть внимательно, как и что они надевают, собираясь на прогулку).

 

Индивидуальные поручения (принести знакомый предмет, игрушку, книгу). Наблюдения за простыми действиями взрослых и других детей в быту (взрослый кормит детей, укладывает спать, моет посуду и т.д.) посильное участие детей в уборке игрушек, помощь в накрывании стола. Опыт детей обогащается и через занятия по развитию речи, например: чтение отрывка «Доктор Айболит», потешки «Водичка - Водичка», «Наша Маша маленькая», «Кисонька - мурысонька». Чтение стихов «Баю - баю», «Наша Таня», «Бычок» А. Барто и т.д.

 

Рассматривания сюжетных и предметных картинок (предметы обихода, посуда, одежда, мебель, т.д.) «Купание куклы Тани», «Кукла обедает», «Кукла гуляет».Показы инсценировки «Кукла Катя пошла в гости», «У Мишки болят зубы». Отыскивание и принятие предметов, а также игры драматизации и игры занятия со строительными материалами.

 

Дети 3 года жизни рекомендуется побуждать наблюдать в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи, посмотреть как и что делает няня, прежде чем накормить ребят. Обращать внимание детей на поведение взрослых животных и их детёнышей, людей и животных. Наблюдать совместный труд 2-х - 3-х людей. Общение (продавец – покупатель, врач – больной, хозяйка – гость, мама – дочка). Наблюдать за поведением шофёра на улице (протирает стёкла, заводит машину, уезжает).

 

Наблюдать как и для кого строят дома. Так у детей накапливается и обогащается опыт практической деятельности, возникает потребность воспроизводить их в игре. Задача воспитателя содействовать тому, чтобы они подрожали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления. Формировались положительные качества. Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре.

 

Нужны и обучающие игры, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, в месте со взрослыми учились ставить интересную воображению цель, искали способы и средства для её достижения. Обучающие игры должны быть обязательно новым занимательными, интересными, с сюрпризом, потому что это форма передачи игрового опыта, где ведущую роль играет своевременное изменение игровой среды подбор игрушек и игрового материала.

 

Детям нужны куклы, игрушечные животные, сюжетно-транспортные игрушки, строительный материал, игрушки отображающие предметы повседневного обихода, элементарного труда и культуры (посуда, мебель, телефон, холодильник, музыкальные инструменты, одежда). В процессе игры нужно ставить ребёнка в такие условия, чтобы он использовал различные по образному содержанию игрушки.

 

Для детей 3 года жизни создаются такие игровые ситуации, в которых ребёнок выполняет взаимосвязанные игровые задачи. Например: перед кормлением кукол - приготовить обед, сходить в магазин за покупками. Таким образом способ решения одной и той же задачи (кормление кукол) изменяется, благодаря постепенному усложнению условий игровой задачи. Для развития речи важно, чтобы ребёнок не только принимал и выполнял игровые задачи с предметами заместителями и воображаемыми предметами, но и сообщая другим, что он собирается делать.

 

Для этого необходимо побуждать обращаться к воспитателю, детям по поводу своих действий. Постепенно у ребёнка развивается инициатива в постановке игровых задач, появляются первые игровые замыслы.





Новые публикации

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах…

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных» Группа: разновозрастная. Цель: продолжать закреплять знания детей об овощах...

Экологический лэпбук «Секреты знахаря»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря» Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у...

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек»

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек» Звучит музыка, в зал входят мальчики и Фея. Король присаживается на трон. Звучат «Фанфары». Король: Мое...

Читайте также

Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность Жизнь детей с самого рождения должна быть насыщена игрой. Игра, в любом...

НОД по ручному труду «Мешочки для секретов»

НОД по ручному труду «Мешочки для секретов» Для детей старшей группы   Цель: учить делать аппликации из ткани – подбирать цвет, фактуру в зависимости от...

План работы с родителями 2 младшей группы «Б» на 2012-2013…

План работы с родителями 2 младшей группы «Б» на 2012-2013 учебный год   1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сентябрь 1. Родительское собрание...


Комментарии





В блогах

Мастер-класс оригами для коллег

Мастер – класс для воспитателей по оригами из бумаги (техника оригами-мозаика) Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Задачи:  - рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития...

Инновационный проект по ранней профориентации дошкольников

Проект  по ранней профориентации дошкольников  «Академия профессий» г.Тамбов Информационный паспорт проекта Долгосрочный, практико-ориентированный, информационно – познавательный; Совместный с родительской общественностью и социальными партнерами; Возрастная категория детей 3-7 лет; Актуальность В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем...

Рабочая программа по краеведению для воспитанников 6-7 лет

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УМКА» Принято педсоветом «Утверждаю» Заведующий МБДОУ Протокол от 09.09.2019 №1 _________ О.В. Кольцова Приказ от 10.09.2019 № 211 Рабочая программа по краеведению  для детей 6-7 лет Город Тамбов 2019 – 2020 учебный год...

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров»

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров» Составитель: Дубогрызова Е.Н. Цель : Формирование и укрепление свода стопы у детей среднего возраста. Задачи:  1. Укреплять костно-мышечный аппарат стопы и голени через игровые упражнения для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство