Консультация для родителей «Этот упрямый ребенок»

Возраст трех лет - переломный момент в жизни ребенка. Первый кризисный симптом – негативизм. Психическая эмансипация, отчетливость и ясность собственных желаний и намерений. Переживания успеха или неуспеха в конкретных делах. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я» по Д.Б.Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить сними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

Крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский описал так называемое «семизвездье симптомов».

- семь наиболее ярких особенностей поведения, которые говорят о том, что ребенок достиг этого знаменательного этапа в развитии – кризиса упрямства.

1. Негативизм – стремление постоянно противоречить взрослым. Ребенок говорит «Нет» даже в том случае, если на самом деле предпочел бы сказать «Да», потому что указания исходят от взрослых: ему же крайне важно утвердиться в собственном мнении, доказать другим, что он может иметь самостоятельную позицию, отличную от позиции мамы с папой.

2. упрямство – стремление всегда отстаивать свое требование. Довольно часто ребенок при этом загоняет себя в ловушку: он и рад бы отказаться от первоначальной позиции, но не может – просто потому, что должен настоять на своем любой ценой.

3. Строптивость – бунт против тех норм и правил, которые были установлены прежде и к которым ребенок, вроде бы, уже привык за первые годы своей жизни. Он рушит барьеры – сопротивляется, проверяет на прочность любое из существенных правил. Этим и объясняются такие распространенные проблемы этого возраста, как внезапные нарушения режима – отказ спать в привычное время, отказ от еды, которую прежде ребенок ел с удовольствием и т.д.

4. Своеволие – то самое краеугольное «Я САМ!»

5. Протест – бунт – дитя находится в состоянии непрекращающейся войны с окружающими – прежде всего, конечно, с вами – родители.

6. Симптом обесценивания – ребенок, еще вчера такой ласковый и нежный, вдруг начинает ругаться, обзываться, подвергать сомнению ваши слова и авторитет.

7. Деспотизм – дитя не только все время настаивает на том, что все будет делать сам. Он и вас пытается заставить плясать под свою дудку! Для многих родителей это оказывается настоящим шоком: собственное чадо, от горшка два вершка – командует, требует, настаивает! Впрочем, достается не только маме с папой и бабушке с дедушкой, но и младшим братьям и сестрам, и домашним животным.

Если у трехлетнего ребенка рождаются многочисленные планы и он становится инициативным в своих действиях, если его достижения становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается - это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противном случае при ограничении взрослыми самостоятельности в действиях детей или полном устранении от помощи ребенку в его бурно развивающихся, но еще плохо скоординированных и осмысленных действиях, а также при небрежном или безразличном отношении к его пока еще элементарным достижениям в поведении трехлеток возникают негативные симптомы: дети становятся раздражительными, гневливыми, легко впадают в аффект, капризничают, стремятся все сделать наоборот. "Я" ребенка в этом случае находит свое утверждение не в "гордости за достижение", что является продуктивным направлением его развития, а в "жажде победы над взрослым", которая проявляется в поведении ребенка в виде абсурдного противоборства взрослому, в достижении своих целей любой ценой, вплоть до истерик.


Источники:

  1. Л. Образцова «Я сам! Упрямый ребенок» маленькие подсказки для родителей. Издательство Сова Москва С.П. 2007г.
  2. Выготский Л.С. Кризис трех лет // собр.соч.: В 6 т. – М., 1984
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.




Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Конспект открытого занятия по аппликации на тему: «Жители Карамельной страны»

Конспект открытого занятия по аппликации на тему: «Жители Карамельной страны» В старшей группе   Программное содержание: Развивать воображение и фантазию. Учить придумывать и изображать фантастических человечков, выражать...

«Защитим живую елку!»

«Защитим живую елку!» Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех...

Проект на тему: «Планета Земля – наш общий дом»

Проект на тему: «Планета Земля – наш общий дом»  


Комментарии





В блогах

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство