Консультация для родителей «Учите детей слушать музыку»

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ними открыть дверь в этот мир, надо развивать у них способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте ребенок выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшее общения – определить, например характер музыки. Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не привлекает к ней особого интереса. Они надеются, что наличие у ребенка предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это ошибочно.

Не случайно Д.Д. Шостакович говорил, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Первый опыт такой деятельности, ребенок получает в семье, слушая радио, пластинки, пение взрослых. Конечно нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. Вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития является совместное восприятие музыки. Дети, как известно, часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной деятельности: настойчиво призывают что-то вместе послушать, спеть ,а то и сплясать. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев родители ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем музыка помогает устанавливать контакт между взрослым и ребенком.

На это указывал известный педагог В.А.Сухомлинский, который использовал ситуацию совместного восприятия музыки для установления более близких и доверительных отношений между учителем и учеником.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для вас, и в участии ребенка в вашем танце, и разумеется, в совместном слушании музыки. В процессе совместного восприятия, у ребенка возникает желание поделится своими чувствами со взрослым. Потребность в общей, сходной с родительской, оценке услышанного. Это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. и для начального этапа обучения слушанию музыки.

Итак, вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать? С чего начать? Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь в начале самостоятельно почувствовать, понять произведение, которое подобрали для ребенка. Музыка передает настроение и мысли композитора. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Например: из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Новая кукла»,» Песня жаворонка». С интересом дети слушают музыку в исполнении оркестра народных инструментов или симфонического оркестра. Многие родители почему-то считают симфоническую музыку скучной, сложной для восприятия. Но попытайтесь вслушаться в такую музыку, осознайте те чувства, настроения, которые она рождает у вас, и вы убедитесь, что подобная музыка дает богатейший материал для домашних прослушиваний. Дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового и маршевого характера, любят колыбельные. Конечно чтобы удачно отобрать произведения для прослушивания, нужно знать творчество многих композиторов, ориентироваться в характере и жанрах музыки.

Как же учить ребенка слушать музыку? Большинство родителей считают наилучшими из них обучение в специальной школе, или у педагога.

В какой то мере они правы: ребенок умеющий играть и слушает музыку по другому. Но это не единственный путь приобщения к миру музыки. По мнению специалистов в области музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского. Н.А.Ветлугиной. чем раньше в жизнь ребенка войдет музыка, тем больше влияние окажет она на становление его духовных качеств. Однако на первых этапах восприятия малышом музыки ему нужен помощник. И очень полезно ,когда таким помощником становится близкий человек. Помощь родителей не сводится только к подбору пластинок и включению их для прослушивания, лучше всего если родитель садится рядом и вместе с ребенком погружается в мир музыки. В противном случае ребенок не сможет даже сосредоточится на звуках. Очень интересны также проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстниками. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: дети стремятся как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Известно, что дети начинают правильно петь мелодию довольно поздно, а вот движения под музыку очень характерны даже для самых маленьких. Присутствие сверстника делают детей более инициативными и раскованными. Стремление же к максимальной выразительности исполнения музыки – одно из важных условий успешного музыкального развития ребенка. Есть некоторые общие принципы в системе подбора произведений: музыка должна быть доступной пониманию дошкольника, постепенно усложняться по своему содержанию, быть приятной и полезной. Время прослушивания музыки необходимо ограничивать.



Новые публикации

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Читайте также

Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?»

Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?» Технологическая карта проекта Название проекта «Кошачьи секреты» Тип Познавательно - исследовательский Вид Индивидуальный Основное направление Познавательное развитие Срок реализации Краткосрочный с 16.11. по 20. 11. 2017г. Участник Организатор...

Как правильно организовать досуг ребёнку?

Как правильно организовать досуг ребёнку? Самое главное в работе педагога с дошкольником — это правильно подобранная система развивающего обучения. Сегодня дети...

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...

Читайте также

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь…

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь растению?» Цель: способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Задачи: 1...





В блогах

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.   Программное содержание: - способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни; -развивать у детей представление о полезности физической активности и личной гигиены; - продолжать формировать знания...

РППС в ДОУ для детей с задержкой психического развития

В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены для детей двух возрастных категорий (5-6 лет и 6-7 лет) и рассчитаны на 2 года обучения. Таким образом, мы обеспечиваем коррекционной помощью детей...

Консультация: «Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей»

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится...

Проект "Русская береза".

Проект Русская береза  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок» Проект на тему: «Русская березка». Автор: Санкина Алиса 6 лет Руководитель: Гарина Ольга Владимировна село Дивеево 2023 г.     Паспорт проекта Тема проекта Русская береза Автор проекта...