Пособие для родителей «Экскурсия – как средство ознакомления детей с природой»

(На территории детского сада)

Сегодня проведу экскурсию по территории нашего детского сада.

- Друзья, сегодня к нам в группу принесли письмо. От кого – неизвестно. Но мы можем понять, если внимательно послушаем загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Дети: Это весна!

- Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- Но прежде, чем мы начнём экскурсию, давайте вспомним правила поведения на природе. (Ответы детей.)

- Что вы знаете о весне?

(Ответы детей.)

(Весна – это время года, которое наступает после зимы. У весны – 3 месяца: март, апрель, май. Весной оживает и просыпается вся природа.)

- Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?

1. Грач на горе – весна на дворе.

2. Весна красна цветами, а осень пирогами.

3. Весна да осень – на дню погод восемь.

4. Март – с водой; апрель – с травой; май – с цветами.

5. Пришла весна, так уж не до сна.

- Во время нашей экскурсии будут остановки. И первая из них – «Неживая природа».

- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в неживой природе с приходом весны? (потеплело, растаял снег)

- Какая сегодня погода? (ответы детей)

- Какое небо весной? (голубое, высокое)

- Если на нем облака? А вы знаете из чего состоят облака? (из мельчайших капелек воды)

- А какие виды облаков вы знаете? (кучевые, перистые, слоистые)

- Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте и скажите, на что они похожи?

- Друзья, а есть ли сегодня солнышко?

- Какое оно весеннее солнце? (яркое, лучистое, приятное, …..)

- А чем отличается весеннее солнышко от зимнего? (Зимой солнце не грело землю, а только освещало её, заходило оно рано, вставало поздно. Поэтому дни были короткими, а ночи – длинными. Сейчас солнышко поднимается выше над горизонтом, отдаёт больше лучей на землю, поэтому земля успевает прогреться. Дни стали длиннее.)

- А как мы можем проверить, что солнце не только ярче светит, но и греет? (можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза)

- Попробуем это сделать.

- А есть ли сегодня ветер? Как вы определили? (ответы детей)

- А если есть ветер, то как можно сказать о погоде? (ветреная)

- А есть ли сегодня осадки? Какие осадки выпадают весной? (ранней весной может идти снег, дождь)

- Что происходит весной с почвой? (почва оттаивает, в ней накопилось много влаги от снега)

- Вот видите, сколько признаков весны мы выделили в неживой природе!

Отправляемся дальше….

- Вторая остановка: «Мир первоцветов».

- Ещё кое-где лежит снег, вы тепло одеты, а в нашем саду уже появились первые цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «12 месяцев». Разве это не чудо? Эти цветы поднялись из-под снега, навстречу жизни. (Подснежник)

- Почему его так называют (ответы детей)

- Какие первоцветы мы знаем? (пролески, примула, крокусы, весенник, мускари, др.)

- Один мудрец сказал: «Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал бабочку – она умерла

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно лишь сердцем.»

- Как вы думаете, почему я прочла эти строки? (ответы детей)

- Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Мяч бросай – весенний цветок называй».

- Ещё на территории нашего сада растут и лекарственные растения. Давайте пройдем дальше и рассмотрим их. (мелисса, подорожник, одуванчик, барвинок, чистотел, мята, куст шиповника)

- Почему их называют лекарственными? (они обладают лечебными свойствами)

Продвигаемся дальше по территории детского сада.

Следующая остановка «Деревья и кустарники».

- Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья и кустарники растут на территории детского сада? (платан, клен, береза, ель, сосна, калина, сирень, шиповник, …..)

- Назовите хвойные деревья? (ответы детей)

- Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева одни большой ствол и высокий, а у куста – много стволовых веток и низкий)

- Посмотрите на деревья и кустарники. Скажите, что происходит с ними весной? (набухают почки, у хвойных – меняется цвет коры, хвои. Начинается сокодвижение)

- Ребята, а скажите, когда деревья и кустарники ещё не покрылись листвой, как же вы их отличаете друг от друга? (по коре, по стволу, по ветвям, .)

- Предлагаю поиграть в игру «Раз-два, три….

К названному …. «Беги!»

- Я вижу, вы настоящие знатоки природы. И это очень хорошо. Ведь человек не может жить отдельно от природы. Мы свами часть природы.

- Сегодня предлагаю вам подойти к дереву, которое является негосударственным символом нашей России и растёт по всей территории нашей Родины. Послушайте загадку:

Она весну встречает,

Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь ты …. (Берёзку)

Предлагаю подойти к берёзке.

- А как называют берёзу в народе? (белоствольная).

- Какими ласковыми словами можно назвать берёзу? (кудрявая, стройная, высокая, лёгкая …)

- Обращаю ваше внимание на то, что о берёзе сложено много стихотворений, песен. Это самое красивое дерево!

- Послушайте стихотворение русского поэта А. Прокофьева:

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

с зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнётся, - но не ломится.

- А знаете ли вы, что на берёзке 2 раза в год вырастают серёжки?

- В серёжках находятся семена. Первые серёжки появляются в апреле. Это цветы берёзы. А осенью появляются другие серёжки. Это уже плоды, в которых находятся семена.

- Мы можем взять лупы и рассмотреть семена. (Семена маленькие и у них есть крылышки и поэтому ветру очень легко их разносить) И если такое семечко упадёт на землю, то из него вырастит новая берёзка!

- Сколько деревьев может вырасти из семян? (много)

- Вот видите, какая добрая, щедрая берёзка.

- Мы прощаемся с берёзкой и движемся дальше …..

- Следующая наша остановка: «Пернатые друзья». Остановимся у кормушек птиц.

- Для чего люди изготовляют кормушки? (ответы детей)

- Какие птицы прилетают к кормушке в течении всей зимы? (воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы, ….)

- Какие это птицы? (зимующие)

- А сейчас нужно подкармливать птиц? (Да. Ещё мало корма, насекомых)

- Весна – время возвращения перелётных птиц.

- Каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.)

- Какие птицы прилетают раньше всех? Их называют «вестники весны».

Детская игра «Хлопни в ладоши, если увидел перелётную птицу». (иллюстрации птиц)

- Чем заняты птицы весной?

- Зачем строят гнёзда?

- Из чего?

- Где? (в дупле, на деревьях, кустах, под крышей)

- Можно ли разорят гнёзда? (Нет. Потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.)

- Они разносят семена ягод, трав, цветов, трав по земле.

- Радуют нас своим пением.

- Вот и подходит к концу наша весенняя прогулка по нашему саду …

- Обратите внимание, на одной из веточек калины висит посылочка от весны. Давайте её найдём …

(Весна награждает всех эмблемами «Юные защитники природы»)

- А как мы будем защищать нашу природу? (ответы детей)

- А в завершении нашей экскурсии предлагаю посадить цветы на клумбе детского сада. Пусть радуют всех красотой. (Дети совместно со взрослыми сажают цветы на клумбах.)



Новые публикации

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное...

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Читайте также

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в группе раннего возраста «Солнышко» на тему…

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в группе раннего возраста «Солнышко» на тему «Лето славная пора»

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие…

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие в математику» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей считать в...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Темы бесед с детьми по ОБЖ

Картотека бесед с детьми по ОБЖ   Беседы по ОБЖ  (старший дошкольный возраст) № 1. Тема «Как себя вести в группе» Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться...

"Формирование осанки у детей дошкольного возраста"

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой...

Семинар - практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Предварительная работа : педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы: 1. Значение театрализованной деятельности в детском саду. 2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми? 3. Какие виды кукольных театров...

Коуч-сессия «Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Одна из основных задач образования, в...