Пособие для родителей «Экскурсия – как средство ознакомления детей с природой»

(На территории детского сада)

Сегодня проведу экскурсию по территории нашего детского сада.

- Друзья, сегодня к нам в группу принесли письмо. От кого – неизвестно. Но мы можем понять, если внимательно послушаем загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Дети: Это весна!

- Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- Но прежде, чем мы начнём экскурсию, давайте вспомним правила поведения на природе. (Ответы детей.)

- Что вы знаете о весне?

(Ответы детей.)

(Весна – это время года, которое наступает после зимы. У весны – 3 месяца: март, апрель, май. Весной оживает и просыпается вся природа.)

- Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?

1. Грач на горе – весна на дворе.

2. Весна красна цветами, а осень пирогами.

3. Весна да осень – на дню погод восемь.

4. Март – с водой; апрель – с травой; май – с цветами.

5. Пришла весна, так уж не до сна.

- Во время нашей экскурсии будут остановки. И первая из них – «Неживая природа».

- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в неживой природе с приходом весны? (потеплело, растаял снег)

- Какая сегодня погода? (ответы детей)

- Какое небо весной? (голубое, высокое)

- Если на нем облака? А вы знаете из чего состоят облака? (из мельчайших капелек воды)

- А какие виды облаков вы знаете? (кучевые, перистые, слоистые)

- Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте и скажите, на что они похожи?

- Друзья, а есть ли сегодня солнышко?

- Какое оно весеннее солнце? (яркое, лучистое, приятное, …..)

- А чем отличается весеннее солнышко от зимнего? (Зимой солнце не грело землю, а только освещало её, заходило оно рано, вставало поздно. Поэтому дни были короткими, а ночи – длинными. Сейчас солнышко поднимается выше над горизонтом, отдаёт больше лучей на землю, поэтому земля успевает прогреться. Дни стали длиннее.)

- А как мы можем проверить, что солнце не только ярче светит, но и греет? (можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза)

- Попробуем это сделать.

- А есть ли сегодня ветер? Как вы определили? (ответы детей)

- А если есть ветер, то как можно сказать о погоде? (ветреная)

- А есть ли сегодня осадки? Какие осадки выпадают весной? (ранней весной может идти снег, дождь)

- Что происходит весной с почвой? (почва оттаивает, в ней накопилось много влаги от снега)

- Вот видите, сколько признаков весны мы выделили в неживой природе!

Отправляемся дальше….

- Вторая остановка: «Мир первоцветов».

- Ещё кое-где лежит снег, вы тепло одеты, а в нашем саду уже появились первые цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «12 месяцев». Разве это не чудо? Эти цветы поднялись из-под снега, навстречу жизни. (Подснежник)

- Почему его так называют (ответы детей)

- Какие первоцветы мы знаем? (пролески, примула, крокусы, весенник, мускари, др.)

- Один мудрец сказал: «Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал бабочку – она умерла

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно лишь сердцем.»

- Как вы думаете, почему я прочла эти строки? (ответы детей)

- Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Мяч бросай – весенний цветок называй».

- Ещё на территории нашего сада растут и лекарственные растения. Давайте пройдем дальше и рассмотрим их. (мелисса, подорожник, одуванчик, барвинок, чистотел, мята, куст шиповника)

- Почему их называют лекарственными? (они обладают лечебными свойствами)

Продвигаемся дальше по территории детского сада.

Следующая остановка «Деревья и кустарники».

- Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья и кустарники растут на территории детского сада? (платан, клен, береза, ель, сосна, калина, сирень, шиповник, …..)

- Назовите хвойные деревья? (ответы детей)

- Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева одни большой ствол и высокий, а у куста – много стволовых веток и низкий)

- Посмотрите на деревья и кустарники. Скажите, что происходит с ними весной? (набухают почки, у хвойных – меняется цвет коры, хвои. Начинается сокодвижение)

- Ребята, а скажите, когда деревья и кустарники ещё не покрылись листвой, как же вы их отличаете друг от друга? (по коре, по стволу, по ветвям, .)

- Предлагаю поиграть в игру «Раз-два, три….

К названному …. «Беги!»

- Я вижу, вы настоящие знатоки природы. И это очень хорошо. Ведь человек не может жить отдельно от природы. Мы свами часть природы.

- Сегодня предлагаю вам подойти к дереву, которое является негосударственным символом нашей России и растёт по всей территории нашей Родины. Послушайте загадку:

Она весну встречает,

Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь ты …. (Берёзку)

Предлагаю подойти к берёзке.

- А как называют берёзу в народе? (белоствольная).

- Какими ласковыми словами можно назвать берёзу? (кудрявая, стройная, высокая, лёгкая …)

- Обращаю ваше внимание на то, что о берёзе сложено много стихотворений, песен. Это самое красивое дерево!

- Послушайте стихотворение русского поэта А. Прокофьева:

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

с зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнётся, - но не ломится.

- А знаете ли вы, что на берёзке 2 раза в год вырастают серёжки?

- В серёжках находятся семена. Первые серёжки появляются в апреле. Это цветы берёзы. А осенью появляются другие серёжки. Это уже плоды, в которых находятся семена.

- Мы можем взять лупы и рассмотреть семена. (Семена маленькие и у них есть крылышки и поэтому ветру очень легко их разносить) И если такое семечко упадёт на землю, то из него вырастит новая берёзка!

- Сколько деревьев может вырасти из семян? (много)

- Вот видите, какая добрая, щедрая берёзка.

- Мы прощаемся с берёзкой и движемся дальше …..

- Следующая наша остановка: «Пернатые друзья». Остановимся у кормушек птиц.

- Для чего люди изготовляют кормушки? (ответы детей)

- Какие птицы прилетают к кормушке в течении всей зимы? (воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы, ….)

- Какие это птицы? (зимующие)

- А сейчас нужно подкармливать птиц? (Да. Ещё мало корма, насекомых)

- Весна – время возвращения перелётных птиц.

- Каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.)

- Какие птицы прилетают раньше всех? Их называют «вестники весны».

Детская игра «Хлопни в ладоши, если увидел перелётную птицу». (иллюстрации птиц)

- Чем заняты птицы весной?

- Зачем строят гнёзда?

- Из чего?

- Где? (в дупле, на деревьях, кустах, под крышей)

- Можно ли разорят гнёзда? (Нет. Потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.)

- Они разносят семена ягод, трав, цветов, трав по земле.

- Радуют нас своим пением.

- Вот и подходит к концу наша весенняя прогулка по нашему саду …

- Обратите внимание, на одной из веточек калины висит посылочка от весны. Давайте её найдём …

(Весна награждает всех эмблемами «Юные защитники природы»)

- А как мы будем защищать нашу природу? (ответы детей)

- А в завершении нашей экскурсии предлагаю посадить цветы на клумбе детского сада. Пусть радуют всех красотой. (Дети совместно со взрослыми сажают цветы на клумбах.)



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...

Дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку»

Дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку» Настольная дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку», предназначена для детей 4-7 лет. Пособие может быть использовано как для индивидуальной...

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с…

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с детства» Актуальность: Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может...

Читайте также

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок…

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Дедушки Грамотея» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое...

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят» (Для детей 5-6 лет - старшая группа) Цель. Закреплять представления о правилах...

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...