Консультация для родителей «Воспитываем патриота в семье»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян.

Многие родители сейчас наверное спросят: "Зачем нужно воспитывать патриотизм? Вот вырастит и сам поймет".

Основы патриотизма начинают закладываться в детстве, в его ближайшем окружении, в семье.

Мальчикам надо объяснять, что он будущий мужчина, который должен защищать слабых, не бояться работы, быть смелым, заниматься спортом. Конфликты стараться решать без кулаков, уметь договариваться, где-то уступить.

Девочкам показывать доброжелательные отношения, уметь заботиться о своих близких и родных людях.

Уже в дошкольном возрасте ребенку рассказывают в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Почему мы испытываем чувство гордости за свою страну, за город, в котором живем. В этом возрасте знакомим детей с историческими событиями своей страны, рассказываем о подвигах, которые совершали наши прадеды, защищая Отечество.

Что же такое патриотизм?

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. С детства ребёнок слышит родную речь. Мама рассказывает сказки, которые рассказывают о хороших и плохих поступках, о трудолюбии, взаимопомощи.

Патриотизм - это еще и политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, подбор стихов и песен для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Из поколения в поколение через сказки и истории наши предки учат нас быть добрыми, любить и уважать свой край, свою Родину. Знакомят нас с праздниками, культурой, обычаями и традициями. Ребенок растет в многонациональном обществе, поэтому должен понимать, что у каждого народа своя культура, свои традиции. Поэтому необходимо ко всем народам, независимо от их национальности, относиться доброжелательно. Ребенку необходимо объяснить, в чем отличие государственного и народного праздников.

Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов. Национальная культура. Разнообразие в культуре, традициях делает жизнь более интересной. Так, например, у нас говоря"да" мы киваем головой, а в Болгарии это обозначает "нет". Если в России мужчины здороваются пожимая друг другу руки, (древний обычай - показывали, что у них нет в руках оружия), то в Японии люди кланяются друг другу, а в Индии кланяются, складывая две ладони вместе. В Китае вместо ложек используют палочки, у азиатов принято кушать сидя на полу. У каждого народа свои народные песни. И все это выражается в культурном наследии разных народов.

Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Любовь к природе - это тоже патриотизм. Детей необходимо приучать бережно относиться к нашей планете, поддерживать чистоту в окружающем нас мире, создавать уют и красоту не только в своей квартире, но и подъезде, во дворе. Как часто можно видеть детей, бросающих мусор. Они даже не обращают внимание на то, что съев конфетку, фантик выбросили на землю. Зачем убирать, если завтра придет дворник и все подметет. ведь это — его работа. Но это в городе, а кто будет убирать мусор в лесу? Когда после семейных прогулок остаются горы мусора: пластиковые бутылки, пакеты, обертки…

А ведь это все наше воспитание. Необходимо приучать, объяснять детям, что созданное другими людьми, необходимо беречь.

Необходимо бережно относиться и заботиться о животных. Поэтому, гуляя с детьми в парке, лесу, возле речки, необходимо рассказать детям о правилах бережного отношения к природе. Объяснить детям, что не надо просто так рвать цветы, чтобы потом их выбросить, потому что они завяли. Нельзя просто так убивать насекомых, потому что ими питаются птицы и другие животные.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Беречь духовную память, традиции родного народа, не уничтожать прошлое, а творить новую историю родного края, передавать ее будущим поколениям благородное дело, достойное настоящих патриотов. Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их должен каждый сознательный гражданин свой страны.

Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.

С раннего возраста мы можем привлекать наших детей к участию в субботниках, не сорить на улицах города. Следить, чтобы в своих дворах, парках никто не оставлял мусор, поддерживать друг друга и идти к общей большой мечте – мечте сделать нашу Родину еще более светлой, красивее, богаче. Вот тогда и про нас скажут: «Это патриоты своей страны».

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста

  • знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают;
  • знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
  • может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
  • знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
  • имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Рекомендации для родителей

1. Читайте ребенку книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

2. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, книгам, вещам. Сходите с ребенком в библиотеку и покажите, как хранятся книги.

3. Смотрите с ребенком кинофильмы и другие передачи, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, их вклад в жизнь общества.

4. Рассказывайте о достижениях в нашей стране, о подвигах, о космонавтах, спортсменах …

5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

6. Расскажите как называется улица, на которой вы живете, какие достопримечательности есть в вашем городе.

7. Расскажите о профессиях общественных учреждений (продавец, библиотекарь, врач, спасатель, водитель и др. и значимости каждого работника. Расскажите о своей работе (что делаете, какую пользу приносит ваш труд людям). Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье. Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода. Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком.

8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

9. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

10. Посещайте выставки, музеи.

11. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины. Организуйте экскурсию по городу, расскажите о памятниках. Если не хотите гулять, то можно провести путешествие по интернету.

12. Когда говорите о проблемах, отмечайте и положительные моменты.

13. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках и озеленении участка.

Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о вашем труде и зарплате. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье. О профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. 

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно вместе!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Проект «Удивительный мир цветов»

Проект «Удивительный мир цветов»

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...

Читайте также

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма» Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие...

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...