Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.

Условно моторику разделяют на крупную и мелкую. «Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная моторика – это способность выполнять крупно амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения». Мелкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. Пальчиковые игры являются важной частью работы не только педагогов, но и родителей по развитию мелкой моторики дошкольников. Кроме этого, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, способности сосредотачиваться. Все это способствует развитию речи и подготавливает руки к письму. Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. В результате пальчиковых игр восприятие становится целенаправленным, анализирующим.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

  • Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Перед началом упражнений малышу разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  • Все упражнения выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполнять упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  • Все указания говорить спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывать помощь.
  • Каждое занятие должно длиться несколько минут и повторяться в течение дня 2-3 раза.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить, и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждать ребенка к выполнению задания. Попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание).

Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно пальчиковые игры являются эффективным средством для развития мелкой моторики. Использование пальчиковых игр на развитие мелкой моторики в воспитательном процессе, может привести к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость и исчезнет скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.

Спасибо за внимание!

Подробнее познакомиться с данным материалом Вы можете познакомиться в следующих источниках:

Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг, изд-во «У – Фактория, 2004 г. – 224с.

Трясорукова Т. П. Пальчиковые игры для развития речи и фонематического слуха у малышей от 0 до 3 лет, изд-во «Феникс» 2021 г. – 63 с.



Новые публикации

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Читайте также

Выставка поделок из природного материала

Выставка поделок из природного материала

Конспект занятия «Осенние листочки»

Конспект занятия «Осенние листочки» Младший дошкольный возраст Цель занятия. Показать детям, что осень прекрасное время года. Закрепить знания о некоторых характерных особенностях времени года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Мини-баскетбол на воде»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Мини-баскетбол на воде» {pdf=download/files/presentation/file614.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...