Консультация для родителей «Развитие равновесия у дошкольников»

Одной из важных задач физического воспитания дошкольников является развитие навыка устойчивого равновесия тела. Навык равновесия совершенствуется непосредственно в процессе освоения ходьбы, бега, лазанья, перелезания, метания, прыжков, катания на коньках, лыжах и т. д., а также с помощью специально направленных упражнений. Кроме того, специальные упражнения, с помощью которых вырабатывается навык равновесия, имеют большое оздоровительное и воспитательное значение: они способствуют формированию правильной осанки, определенных моральных и волевых качеств, решительности, смелости, настойчивости; содействуют общему физическому развитию и прямо влияют на качественное выполнение других движений.

Программа по физическому воспитанию в детском саду предусматривает целый ряд упражнений, направленных на развитие равновесия (ходьба по доске, веревке, скамейке, по гимнастическому бревну, перешагивание через предметы, пробегание между ними и др.), но навык устойчивого равновесия должен быть заблаговременно выработан с помощью специальных подготовительных упражнений.

Основными критериями оценки степени сложности упражнений на равновесие являются: расположение общего центра тяжести тела (о. ц. т. т.) над площадью опоры; величина площади опоры; линия прохождения общего центра тяжести тела через площадь опоры. Исходя из этого, наиболее устойчивое положение тела будет наблюдаться при самом низком расположении о. ц. т. т. над площадью опоры при максимальной величине площади опоры и прохождении линии о. ц. т. т. через центр площади опоры. Повышение о. ц. т. т. происходит за счет поднимания рук кверху и перехода в стойку на носках. Уменьшение площади опоры достигается путем сужения расстояния между ступнями, уменьшение величины опорной поверхности при ходьбе по бревну, гимнастической скамейке и т. п. – путем перехода в стойку на носках, пятках и т. д.

Упражнения, выполняющиеся в стойке и приседании с различными положениями рук и ног.

Для оценки степени их сложности условно принята за наиболее устойчивую стойку ноги на ширине плеч, руки опущены. Сначала усложняются упражнения за счет повышения о. ц. т. т., что происходит при изменении положения рук.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки опущены:
  1. руки в стороны-вниз (промежуточное положение); 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки в стороны; 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки за голову; 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки в стороны-вверх; 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки вверх; 2) и. п.

Первые два упражнения практически не вносят сколько-нибудь заметных изменений в нервно-мышечный аппарат ребенка, удерживающий тело в состоянии равновесия. При выполнении остальных упражнений ощущение равновесия проявляется уже отчетливее, и они могут быть использованы в комплексе общеразвивающих упражнений для детей 4-5 лет. При этом надо обратить внимание на симметричное положение рук не только в конечном положении, но и по ходу выполнения самого упражнения, ибо всякое отклонение от симметрии вносит дополнительные трудности. После того как будет освоена данная группа упражнений, можно переходить к разучиванию новых, со смещением о. ц. т. т. к границам площади опоры за счет изменения положения рук.

1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) руки вперед-вниз; 2) и. п.

2. И. п. – то же:

1) руки вперед; 2) и. п.

3. И. п. – то же:

1) руки вперед-вверх; 2) и. п.

4. И. п. – то же:

1) правая рука в сторону; 2) и. п.; 3) левая рука в сторону; 4) и. п.

5. И. п. – то же:

1) правая рука в сторону-вниз; 2) и. п.; 3) левая рука в сторону-вниз;

4) и. п.

6. И. п. – то же:

1) правая рука в сторону-вверх; 2) и. п.; 3) левая рука в сторону-вверх; 4) и. п.

7. И. п. – то же:

1) руки назад; 2) и. п.

Аналогичная последовательность выполнения упражнений с различным положением рук может быть использована и при ходьбе по ограниченной поверхности. Механизм и условия равновесия остаются прежними, но вносится новый, чисто психологический фактор – боязнь, что и определяет обострение внимания детей и вместе с этим повышение общего мышечного напряжения. К концу года можно использовать и другие упражнения со смещением о. ц. т. т. к границам площади опоры.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:
  1. сместить вес тела на правую ногу; 2) сместить вес тела на левую ногу (покачивание туловища в одну и другую сторону).
  1. И. п. – стойка правая нога впереди, левая сзади:
  1. Сместить вес тела на правую ногу; 2) и. п.; 3) сместить вес тела на левую ногу; 4) и. п.

Усложнение упражнений достигается за счет изменения положения рук (за спиной, в стороны, за голову, вверху). В дальнейшем упражнения усложняются за счет уменьшения площади опоры (постепенное сужение расстояния между ступнями ног). Степень сложности упражнений достигается и за счет одновременного повышения о. ц. т. т. и уменьшения величины площади опоры.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной:
  1. подняться на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:

1) подняться на носки; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой:

1) подняться на носки; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вверху:

1) подняться на носки; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки на поясе; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки в стороны; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки за голову; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки вверх; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вперед (ладонями внутрь):
  1. подняться на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. подняться на носки, руки вверх (руки поднимать вверх перед собой); 2) и. п.

В последних двух упражнениях происходит смещение о. ц. т. т. к передней границе площади опоры.

В старшей группе в движения вносится более сложный элемент, связанный со смещением о. ц. т. т. к передней границе площади опоры.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вверху:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вперед:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки за спину; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки в стороны; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки за голову; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки вверх; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки вперед; 2) и. п.

Повторить движения, но с переносом веса тела на пятки. При выполнении данной серии упражнений пятки и носки от пола не отрывать, корпус держать прямо.

В подготовительной к школе группе степень сложности упражнений увеличивается за счет уменьшения площади опоры (сужение расстояния между ступнями) и увеличения амплитуды колебаний туловища. Для этого повторяем предыдущую серию упражнений, но уже отрывая пятки от пола во время переноса веса тела на носки. Расстояние между ступнями постепенно уменьшается. Кроме того следует включить и такие виды упражнений:

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на правую ногу, левую ногу отрываем от пола, одновременно отводим левую руку в сторону; 2) то же в другую сторону со сменой рук.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на правую ногу, левую ногу отрываем от пола, одновременно отводим правую руку в сторону; 2) то же в другую сторону со сменой рук.

Все упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, несколько задерживая его в конечном положении. Не следует проводить упражнения на равновесие после напряженной физической и умственной работы, так как их выполнение требует большого внимания и сосредоточения.

Упражнения в приседании.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:
  1. присесть; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки впереди:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки сзади:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вверху:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки на пояс; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки вперед; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки в стороны; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки назад; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. присесть, руки вверх; 2) и. п.

При выполнении ступни ног от пола не отрывать, смотреть прямо. Для усложнения можно давать упражнения в приседании с переходом на носки. В этом случае второе и четвертое упражнения поменять местами. Какое-либо упражнений в приседании включается в комплекс общеразвивающих упражнений, причем сложность увеличивается постепенно. Упражнения в приседании с различным положением рук рекомендуются для детей средних и старших групп.

Предлагаемые виды упражнений носят определенный систематизированный характер, что позволяет последовательно решать задачи развития равновесия у детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу»

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу» Цель: закрепить знания детей о зиме, учить рисовать зайца, создавать сюжетные...

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП

Конспект занятия по ФЭМП Цель: закрепить математические знания и умения посредством игры. Ход занятия: Воспитатель: «Сегодня мне принесли письмо. Это письмо прислала сама...

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом…

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом пахнуло» Программные задачи:Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для...

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц Тема: «Сказка по щучьему велению» Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет). Цель: обогатить речевой...