Консультация для родителей «Развитие равновесия у дошкольников»

Одной из важных задач физического воспитания дошкольников является развитие навыка устойчивого равновесия тела. Навык равновесия совершенствуется непосредственно в процессе освоения ходьбы, бега, лазанья, перелезания, метания, прыжков, катания на коньках, лыжах и т. д., а также с помощью специально направленных упражнений. Кроме того, специальные упражнения, с помощью которых вырабатывается навык равновесия, имеют большое оздоровительное и воспитательное значение: они способствуют формированию правильной осанки, определенных моральных и волевых качеств, решительности, смелости, настойчивости; содействуют общему физическому развитию и прямо влияют на качественное выполнение других движений.

Программа по физическому воспитанию в детском саду предусматривает целый ряд упражнений, направленных на развитие равновесия (ходьба по доске, веревке, скамейке, по гимнастическому бревну, перешагивание через предметы, пробегание между ними и др.), но навык устойчивого равновесия должен быть заблаговременно выработан с помощью специальных подготовительных упражнений.

Основными критериями оценки степени сложности упражнений на равновесие являются: расположение общего центра тяжести тела (о. ц. т. т.) над площадью опоры; величина площади опоры; линия прохождения общего центра тяжести тела через площадь опоры. Исходя из этого, наиболее устойчивое положение тела будет наблюдаться при самом низком расположении о. ц. т. т. над площадью опоры при максимальной величине площади опоры и прохождении линии о. ц. т. т. через центр площади опоры. Повышение о. ц. т. т. происходит за счет поднимания рук кверху и перехода в стойку на носках. Уменьшение площади опоры достигается путем сужения расстояния между ступнями, уменьшение величины опорной поверхности при ходьбе по бревну, гимнастической скамейке и т. п. – путем перехода в стойку на носках, пятках и т. д.

Упражнения, выполняющиеся в стойке и приседании с различными положениями рук и ног.

Для оценки степени их сложности условно принята за наиболее устойчивую стойку ноги на ширине плеч, руки опущены. Сначала усложняются упражнения за счет повышения о. ц. т. т., что происходит при изменении положения рук.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки опущены:
  1. руки в стороны-вниз (промежуточное положение); 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки в стороны; 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки за голову; 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки в стороны-вверх; 2) и. п.
  1. И. п. – то же:
  1. руки вверх; 2) и. п.

Первые два упражнения практически не вносят сколько-нибудь заметных изменений в нервно-мышечный аппарат ребенка, удерживающий тело в состоянии равновесия. При выполнении остальных упражнений ощущение равновесия проявляется уже отчетливее, и они могут быть использованы в комплексе общеразвивающих упражнений для детей 4-5 лет. При этом надо обратить внимание на симметричное положение рук не только в конечном положении, но и по ходу выполнения самого упражнения, ибо всякое отклонение от симметрии вносит дополнительные трудности. После того как будет освоена данная группа упражнений, можно переходить к разучиванию новых, со смещением о. ц. т. т. к границам площади опоры за счет изменения положения рук.

1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) руки вперед-вниз; 2) и. п.

2. И. п. – то же:

1) руки вперед; 2) и. п.

3. И. п. – то же:

1) руки вперед-вверх; 2) и. п.

4. И. п. – то же:

1) правая рука в сторону; 2) и. п.; 3) левая рука в сторону; 4) и. п.

5. И. п. – то же:

1) правая рука в сторону-вниз; 2) и. п.; 3) левая рука в сторону-вниз;

4) и. п.

6. И. п. – то же:

1) правая рука в сторону-вверх; 2) и. п.; 3) левая рука в сторону-вверх; 4) и. п.

7. И. п. – то же:

1) руки назад; 2) и. п.

Аналогичная последовательность выполнения упражнений с различным положением рук может быть использована и при ходьбе по ограниченной поверхности. Механизм и условия равновесия остаются прежними, но вносится новый, чисто психологический фактор – боязнь, что и определяет обострение внимания детей и вместе с этим повышение общего мышечного напряжения. К концу года можно использовать и другие упражнения со смещением о. ц. т. т. к границам площади опоры.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:
  1. сместить вес тела на правую ногу; 2) сместить вес тела на левую ногу (покачивание туловища в одну и другую сторону).
  1. И. п. – стойка правая нога впереди, левая сзади:
  1. Сместить вес тела на правую ногу; 2) и. п.; 3) сместить вес тела на левую ногу; 4) и. п.

Усложнение упражнений достигается за счет изменения положения рук (за спиной, в стороны, за голову, вверху). В дальнейшем упражнения усложняются за счет уменьшения площади опоры (постепенное сужение расстояния между ступнями ног). Степень сложности упражнений достигается и за счет одновременного повышения о. ц. т. т. и уменьшения величины площади опоры.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной:
  1. подняться на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:

1) подняться на носки; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой:

1) подняться на носки; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вверху:

1) подняться на носки; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки на поясе; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки в стороны; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки за голову; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) подняться на носки, руки вверх; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вперед (ладонями внутрь):
  1. подняться на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. подняться на носки, руки вверх (руки поднимать вверх перед собой); 2) и. п.

В последних двух упражнениях происходит смещение о. ц. т. т. к передней границе площади опоры.

В старшей группе в движения вносится более сложный элемент, связанный со смещением о. ц. т. т. к передней границе площади опоры.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вверху:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вперед:
  1. перенести вес тела на носки; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки за спину; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки в стороны; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки за голову; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки вверх; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на носки, руки вперед; 2) и. п.

Повторить движения, но с переносом веса тела на пятки. При выполнении данной серии упражнений пятки и носки от пола не отрывать, корпус держать прямо.

В подготовительной к школе группе степень сложности упражнений увеличивается за счет уменьшения площади опоры (сужение расстояния между ступнями) и увеличения амплитуды колебаний туловища. Для этого повторяем предыдущую серию упражнений, но уже отрывая пятки от пола во время переноса веса тела на носки. Расстояние между ступнями постепенно уменьшается. Кроме того следует включить и такие виды упражнений:

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на правую ногу, левую ногу отрываем от пола, одновременно отводим левую руку в сторону; 2) то же в другую сторону со сменой рук.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. перенести вес тела на правую ногу, левую ногу отрываем от пола, одновременно отводим правую руку в сторону; 2) то же в другую сторону со сменой рук.

Все упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, несколько задерживая его в конечном положении. Не следует проводить упражнения на равновесие после напряженной физической и умственной работы, так как их выполнение требует большого внимания и сосредоточения.

Упражнения в приседании.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе:
  1. присесть; 2) и. п.
  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки впереди:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки сзади:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вверху:

1) присесть; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки на пояс; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки вперед; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки в стороны; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:

1) присесть, руки назад; 2) и. п.

  1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч:
  1. присесть, руки вверх; 2) и. п.

При выполнении ступни ног от пола не отрывать, смотреть прямо. Для усложнения можно давать упражнения в приседании с переходом на носки. В этом случае второе и четвертое упражнения поменять местами. Какое-либо упражнений в приседании включается в комплекс общеразвивающих упражнений, причем сложность увеличивается постепенно. Упражнения в приседании с различным положением рук рекомендуются для детей средних и старших групп.

Предлагаемые виды упражнений носят определенный систематизированный характер, что позволяет последовательно решать задачи развития равновесия у детей.



Новые публикации

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Читайте также

Логопедическое обследование детей 4 - 7 лет

Логопедическое обследование детей 4 - 7 лет {pdf=download/files/presentation/file621.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе. Тема:…

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Где можно найти воздух» Цель занятия: Расширять знания детей о неживой...

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Эмоциональное развитие детей раннего возраста Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных областей Совместная деятельность взрослого и...

Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма"

Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад 133 комбинированного вида" города Нововсибирска Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма" "Страна светофория" Участники   проекта : дети старшего возраста, воспитатели. Актуальность темы : Проект  посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей среднего возраста навыков...

«Состав числа»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №311» г. о. Самара: Янцен Нина Валерьевна «Состав числа» После 5 лет можно знакомить дошкольников с составом чисел. Это нужно для заблаговременной подготовки к будущим урокам математики. Малыш уже способен понять, что каждое число, кроме единицы...

Технологии проблемного обучения в ДОУ

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не...