Как вылечить ЗПР? или как помочь ребенку преодолеть трудности? Советы родителям

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, н-р гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до 3-х лет, частые простуды, хронические заболевания…

Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье, особенно в первые 3-4 года. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.

Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, к ЗПР.

В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Н-р, это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР.

Почему же часто специалисты рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть психиатр, невролог, эндокринолог, и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки.

Педагоги часто слышат просьбы родителей: «Вы побольше занимайтесь с ребенком». Однако чрезмерная нагрузка также может навредить ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки не выдерживает и без того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, когда он собирается в детский сад или школу, и нормализуется через некоторое время, как только ребенок осознает, что он остается дома, и к нему никто не будет приставать с занятиями.

В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у ребенка могут начаться тики, энурез, заикание, могут обостриться хронические болезни или запуститься новые.

Поэтому, работая с ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать «охранительный режим» в детском саду и дома. В некоторых случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающую медикаментозную терапию на период его адаптации или в весенний период, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость.

В каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.

Что же делать? Как быть?

Рекомендации родителям детей с ЗПР:

  • Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь дефектолога, психолога, логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными.
  • Дети старшего дошкольного возраста должны посещать занятия по ФЭМП. Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (15-20 мин) на выполнение заданий и ежедневно в это время садитесь с ребенком за них. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Выполнение рекомендаций специалистов по воспитанию и обучению
  • Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует педагог (логопед, психолог, дефектолог).
  • Занятия должны быть регулярными.
  • Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
  • Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения упражнений.
  • Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
  • Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет медики и специалисты.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.



Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Методическая разработка годового планирования по обучению детей технике «Оригами» для…

Методическая разработка годового планирования по обучению детей технике «Оригами» для детей 4-5 лет   {pdf=download/files/presentation/file474.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми средней группы «Веселое…

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми средней группы «Веселое путешествие» Образовательная область – Познавательное развитие. Интеграция с образовательными областями – речевое, социально...

НОД образовательная область «познание». Тема: «Мой любимый город Елец» (старшая…

НОД образовательная область «познание». Тема: «Мой любимый город Елец» (старшая группа) Программное содержание: 1. Образовательная область «познание» Познакомить детей с достопримечательностью города- домом- музеем...


Комментарии

  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...





В блогах

«Организация методической деятельности по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Работа ДОО в...

Познавательно- исследовательский проект "Мир динозавров" с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир динозавров познавательно- исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели первой квалификационной категории Плотникова И.А Новосибирск 2021 Актуальность проекта Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир древних времён неизведанный и загадочный. Только тот, кто...

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство