Консультация для родителей
«Как подготовить ребенка - дошкольника к школе в условиях самоизоляции»
Предлагаю вниманию родителей нашего дошкольного учреждения консультацию, призванную помочь в составлении заданий для детей подготовительной группы, находящихся в условиях самоизоляции.
Предлагаемая вводная консультация посвящена особенностям речи 6–7-летних детей.
При составлении заданий (разучивание песен, составление рассказов, чтение книг и др.) следует учитывать, что словарный запас, грамматический строй, связная речь, фонетика детской речи должны соответствовать определенным параметрам.
К 7 годам словарь ребенка включает от 4 до 7 тыс.слов, 60–70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь (остальные 30– 40%) ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных выражений.
В своей повседневной работе педагоги нашего ДОУ для расширения словаря проводят развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного переходят в активный словарь. Рассмотрим возможности для реализации этой работы на дому.
Пример домашнего задания. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, приводящих к обогащению речи.
Как вам известно, в 6–7-летнем возрасте ребенок оперирует такими понятиями:
- времена года и дни, недели, месяцы;
- часы и минуты;
- пространственные значения;
- данные родственников;
- числительные до 100;
- названия праздников;
- названия городов;
- группы профессий;
- цвета и оттенки;
- части тела;
- виды спорта;
- природные явления;
- бытовые предметы;
- виды транспорта;
- животные и растения;
- эмоции и чувства.
Пример домашнего задания. Совместные игры родителей и детей на вышеуказанную тематику: «Назови фамилию, имя, отчество» (на знание данных о родственниках); «Что такое время или учим часы» (на знание часов и минут); «В игры будем мы играть – мир предметный познавать» (на знание бытовых предметов) и т.п.
Подобные игры на дому развивают у дошкольников не только словарный запас, но и связную речь.
Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая – для самостоятельного усвоения знаний. 7-летние дети способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений.
Пример домашнего задания. Повторить на дому изученный на занятиях с логопедом материал о весне.
Такая предварительная работа – беседа о времени года – с детьми подготовительной группы уже проведена:
- Какое время года?
- Почему так решил?
- Какие признаки наступления весны заметил?
- Что можно сказать о снеге?
- Почему стал таять?
- Что появляется, когда тает снег?
- Какие первые птицы прилетели?
- Какие цветы зацветают первыми?
Опираясь на полученные ответы, были составлены предложения:
- Пришла весна.
- Ярко светит солнце.
- Тает белый снег.
- Появились лужи.
- Побежали веселые ручейки.
- Летят перелетные птицы.
- Цветут первые цветы.
- Набухли почки на деревьях.
На занятиях дети заучили составленный текст. В домашних условиях взрослому следует предложить вспомнить их.
К 6 годам дети должны уметь определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирать слова на заданный звук. Но возникают сложности с дифференцированием звуков [С] и [Ц], [С] и [Ш], [Ш] и [Ж] и др.
Фонематический слух включает в себя:
- Узнавание неречевых звуков;
- Различение высоты, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи;
- Различение слов, близких по звуковому составу, например лук-люк, мак-рак, корка-горка и т.д.;
- Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие;
- Дифференциация слогов и фонем – делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные;
- Навыки звукового анализа – может выделить и назвать звуки в слоге, слове. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.
Пример домашнего задания.
1) Взрослый произносит слова «шубка», «кошка», «мышка». Ребенку нужно определить общий звук:
- Какой звук часто слышишь?
2) Взрослый произносит слова «санки», «слон», «лодка», «корова», «самокат» и т.п.
Ребенку нужно хлопнуть в ладоши, если услышал звук [С].
3) Найди предмет в комнате на заданный звук, например [Р].
4) Взрослый включает аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта.
Ребенок должен определить источник звука.
Приведем один из примеров успешного формирования фонематического слуха у воспитанников подготовительной к школе группы в детском саду №7 (I корпус) – недавняя конкурсная работа творческой группы педагогов «Открытая ООД по развитию темпо-ритмической и интонационной стороны речи детей с ОНР подготовительной к школе группы посредством музыкально-театрализованной деятельности в рамках методических объединений учителей-логопедов и музыкальных руководителей: «Сказка «Теремок на новый лад».
Таким образом, основными направлениями работы с детьми подготовительной группы на дому являются повторение и закрепление изученного материала.
Читайте также |
---|
Мультипликация, как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в…

Мультипликация, как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он...
Применение игровых технологий в процессе формирования полоролевого воспитания
Применение игровых технологий в процессе формирования полоролевого воспитания Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями. Это проблема остается...
Конспект открытого занятия НОД во второй младшей группе по познавательно-речевому…

Конспект открытого занятия НОД во второй младшей группе по познавательно-речевому развитию с элементами пластилинографии на тему: «Подсолнух» Цель: - познакомить детей с...
Подробнее...