Консультация для родителей «Как научить детей - дошкольников играть самостоятельно»

Чем должен заниматься ребёнок в дошкольном возрасте? Играть! Игра развивает дошкольника и физически, и умственно. Но, к сожалению, сегодня часто можно встретить детей, которые играть не умеют или не хотят. Казалось бы, что тут сложного, когда есть большое изобилие игр и игрушек, множество способов для полёта творчества и фантазии, а игра без вмешательства и помощи взрослых у детей не ладится. В этой статье мы разберёмся, как научить детей-дошкольников завязывать, развивать и развязывать игровой сюжет самостоятельно, не отбив, в то же самое время, охоту играть у дошколят.
Есть мнение, что современные дошкольники не умеют и не хотят играть, потому что взрослые всячески не дают им этого делать: вытесняют игры как таковые обучающими и развивающими занятиями, постоянно организовывают досуг дошколёнка, всё время вмешиваются во время свободных и самостоятельных игр детей. Миф это или реальность? Для чего детям-дошкольникам важно играть?
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Если ребёнок «не доиграл» и не наигрался вдоволь до школы, то у него могут быть проблемы с усвоением учебной деятельности: долгая адаптация, проблемы с социализацией и общением, неусидчивость.

Причины нежелания и неспособности детей играть самостоятельно:

  • Слабо развитые творческие способности, логика и фантазия. Если ребёнок не в состоянии грамотно начать, развернуть и закончить игровой сюжет, то ему будет очень сложно, а иногда и нереально играть самому, особенно если речь идёт об играх со сверстниками.
  • Капризность детей, стремление быть в любой игре победителем и неумение проигрывать. Если ребёнок в игре много капризничает, стремится всегда быть лидером, а также не желает и не умеет признавать своё поражение, то сверстникам ребёнка будет очень сложно принять «капризулю» в свой игровой круг.
  • Желание «натянуть всё одеяло на себя». Когда дошкольник в игре забывает, что существуют его сверстники и команда. Такой ребёнок всегда будет обречён на участь изгоя и нежелательного партнёра по игре.
  • Недостаток или избыток внимания взрослых к детям. Когда ребёнок обделён или, наоборот, перенасыщен вниманием взрослых, то он может предпочитать самостоятельным и командным играм только игры со взрослыми – родителями, родственниками, воспитателями, учителями, нянями.
  • Большое изобилие игр и игрушек. Большое количество сводит на нет фантазию и изобретательность детей, а также усложняют выбор определённой игрушки или игры. Не все игрушки и игры, к сожалению, одинаково полезны. Например, машинка на верёвке и неговорящая кукла больше способствуют физическому и речевому развитию, чем радиоуправляемая машинка и говорящая кукла-робот. Неговорящую куклу можно озвучивать различными способами, а польза радиоуправляемой машинки, кроме как в развитии моторики, ни в чём не заключается.

Правила обучения детей-дошкольников самостоятельным играм дома:

  • Обучающие и развивающие занятия не должны вытеснять игры. Игр, особенно сюжетно-ролевых, в жизни дошкольника должно быть больше. Если дошкольник вдоволь наиграется в своё время, то он будет в дальнейшем счастливо жить, а также успешно учиться и работать.
  • Относитесь к играм детей с уважением, ни в коем случае нельзя недооценивать игры как таковые. В некоторых семьях время на свободные и самостоятельные игры в распорядке дня детей вообще не отводится, так как взрослые считают игры «пожирателями» и «похитителями» времени, в которое с дошкольниками можно лишний раз позаниматься: почитать, порисовать, пораскрашивать.
  • Выбирая игру для ребёнка, не настаивайте категорически на определённой игре, даже если детские игры, которые интересны вашим детям, глупые, скучные и не приносящие пользу поведению, здоровью и развитию на ваш взгляд.
  • Не мешайте ребёнку и не вмешивайтесь в его свободные и самостоятельные игры, если дошкольник прекрасно справляется один без ваших подсказок и помощи.
  • Для обеспечения хорошего здоровья и безопасности детей выбирайте экологически чистые игрушки из натуральных материалов.
  • Обязательно давайте свободу ребёнку, чтобы дошкольник мог организовать самостоятельную игру и свой режим дня.
  • Ни в коем случае не принуждайте детей к играм, даже с целью совместной деятельности детей и взрослых.
  • Показывайте детям примеры различных видов игр и учите дошкольников играть с их сверстниками, чтобы они постепенно обучались социализации, общению, коммуникабельности и взаимодействию с окружающими людьми.
  • Найдите мотивацию для игры с детьми и покажите дошколятам правила игр, взяв дело в свои руки.
  • Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте детей-дошкольников за разбросанные игрушки после свободных и самостоятельных игр.

Виды игр:

  • Сюжетно-ролевые. В этом виде игры две составляющие: сюжет и роли, где люди взаимодействуют друг с другом в различных ситуациях;
  • Игры по подражанию. В них ребёнок повторяет за взрослым или выполняет различные действия по образцу;
  • Игры на равных. В этих играх дети-дошкольники пытаются уподобиться окружающим, но, вместе с тем, вносят свою частицу творчества, в отличие от игр по подражанию, где нужно просто «тупо» повторять.

Самой первой сюжетно-ролевой игрой дошколят является «Семья». В эту игру детям проще всего играть, поскольку они воспитываются дома в реальных семьях и каждый день видят ту или иную семейную модель. Взрослые могут понаблюдать за игрой детей в семью и узнать в его игре самих себя.
Учите ребёнка самостоятельной игре постепенно, не забывая также играть с детьми, несмотря на свою занятость. Только у взрослых ребёнок сможет научиться «работать» с игровым сюжетом и грамотно принимать активное участие как в самостоятельных, так и в командных детских играх. Развивайте, обучайте и воспитывайте детей, в первую очередь, любовью, тогда они будут счастливы и успешны.





Новые публикации

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор в костюме «Петушка» встречает детей...

Читайте также

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного…

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Звуки [с], [с'] {pdf=download/files/presentation/file518.pdf|90%|700|native}

Конспект НОД образовательной области «Познание», «Художественное творчество» на тему «Ветка…

Конспект НОД образовательной области «Познание», «Художественное творчество» на тему«Ветка рябины»   Цель: учить детей технике работы с гуашью для изображения ветки с...

План непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному…

План непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольниковТема недели: «Волшебница Осень»   Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "По следам сказок"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По следам сказок»   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: развитие воображения, используя при этом разнообразные средства выразительности; развитие логического мышления и речи; формировать умение аргументировать свои...

Проект по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на тему: "Здоровый малыш"

Актуальность. Охрана жизни и укрепление физического и психического  здоровья  детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в  младшем возрасте , когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных...

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей»

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей» Программное содержание: Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов (миски) Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями Учить сплющивать и оттягивать края мисочки...

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров»

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. 2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство