Консультация для родителей. «Приобщение дошкольников к национальной культуре через ознакомление с бытом и традициями башкирского народа»

Введение

Дошкольное детство – яркий период в жизни человека. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства! Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам взрослые передают детям. Но есть еще историческая память поколений. Задача педагога передать её, наполнив детские сердца негаснущим светом народной культуры, знанием истории и традиций своей «малой родины». «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.Сухомлинский).

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Одним из основополагающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.

В Башкортостане традиция, обычай обозначают словом «йола», т.е. обычай, совокупность случаев, система их взаимодействий, нравственных принципов и правовых установок. Когда речь идет об использовании в современном воспитании народных обычаев и традиций йола, имеются в виду те из них, которые характеризуются общечеловеческими идеями, объединяющими людей на гуманистической основе. Йола выделяет обычаи, связанные и с воспитанием детей, т.е. имеет и педагогический аспект.

Воспитание у детей нравственных качеств осуществлялось посредством усвоения ими норм морально-этического кодекса «намыс», требований «адаба», т.е. этикета достойного поведения человека.

За понятием «намыс» стоит моральный кодекс народов Башкортостана. Намыс – это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций. Намыс учит, прежде всего, соблюдению нравственных гуманистических правил в отношениях между всеми башкирскими народностями. Таким образом, слово «намыс» употребляется в роли термина, названия неписаного, народного морально-этического кодекса, регулирующего нравственные отношения во всех без исключения сферах и ситуациях жизни. Итак, намыс – это комплекс норм поведения в обществе и семье, оформленных в традициях, которые основаны на авторитете общественного мнения. В намысе много места занимает педагогическая сфера, т.е. отношение к детям, забота о них, об их воспитании.

В Башкортостане большое значение придавалось усвоению подрастающим поколением и строгому соблюдению норм «адаба», что означает «достойное поведение в жизни». Этот термин многозначен и включает такие понятия, как воспитанность, воспитание, благопристойность, нравственность. Приобщение детей к этикетным традициям является чрезвычайно актуальной социально-педагогической проблемой. Эта тема заслуживает особого внимания в контексте формирования гуманной личности, доброго, справедливого человека.

В своем историческом развитии этикетные традиции прошли длительный путь, сохраняясь при многообразных общественно- экономических изменениях условий жизни. Они как специфический феномен духовной культуры народа испытали на себе и эволюционные, и революционные трансформации.

Окончательно традиции любого народа внедряются благодаря природе

народа как хранителя жизни, как установителя порядка во взаимоотношениях внутри этноса и вне его.

Народные традиции принадлежат к такой сфере национальной культуры, которая тесно связана с реальным, конкретным, объективно фиксируемым процессом бытия. Система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Это неоднократно подчеркивал К.Д. Ушинский в своих работах.

Проблеме традиций уделяется внимание в работах, связанных с вопросами этнопедагогики (К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Д.Ж. Валеев, С.А. Мухамедьянов, Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саитов, А.М. Изиева и др.).

Исследователи К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина и другие рассматривают народные традиции с точки зрения воспитательного влияния, связывая их с народной педагогикой башкирского народа.

К.Ш. Ахияров отмечал, что «развитие нравственности, ее воспитание самым непосредственным образом связано с правилами, обычаями, традициями народа, которые сложились и применялись в качестве критериев для установления общественной ценности тех или других поступков, тем самым выполняли важную социальную функцию». В своей монографии «Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения» К.Ш. Ахияров, на основе сопоставления изучения фольклорных, этнографических и историко-архивных материалов, выделил то прогрессивное и устаревшее, консервативное, что содержала в прошлом народная педагогика. Результаты его исследований по вопросу этикетных традиций дают возможность использовать эффективные приёмы в работе с детьми дошкольного возраста, а именно: гостеприимство, уважение к старшим, воспитание ребенка и вообще человека.

В.И. Баймурзина одним из внутренних и внешних факторов, определяющих уровень развития народной педагогики башкир, считает отношение одного человека к другому. «Кто я для других?», «Какое место занимают другие в моей жизни?», «Что необходимо мне знать для общения?». Педагогическая ценность такого подхода заключается в формировании определенных норм общения – этноэтикета:

а) «Олоно оло, кесене кесе ит» (Почитай и старшего, и младшего),

б) «Узендэн ололарга – олотай, бабай, эбей, инэй, апай, агай; кеселэргэ – кустым, мырзам, hенлем, туганым (К старшему обращайся – дедушка, бабушка, дядя, тетя; к младшему – братишка, сестренка, родной).

в) «Сакырган ергэ – бар, кыуган ерзен – кит» (Если пригласят – приходи, прогонят – уходи).

В.И. Баймурзина особое внимание в воспитании народных этикетных традиций отводит устному народному творчеству. Д.Ж. Валеев выделяет несколько заповедей, на основе которых шёл процесс нравственного развития башкирского народа. Вот некоторые из них, представляющие интерес для дошкольной педагогики:

  • В мире существует добро и зло, между которыми идёт непрерывная борьба.
  • Заповедь – требование гуманного отношения к живым существам.
  • Моральный феномен – уважение к старшим и почтительное отношение к ним.

В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций.

Ш.А. Мирзоев в процессе исследования содержания, форм и методов воспитания детей в народной педагогике установил, что формы и методы народной педагогики являются частью не только традиций и обычаев. Они охватывают и все стороны жизни и деятельности городского труженика. Традиции, которые связаны своими корнями, уходят в далёкую древность, так как или иначе связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Они, как правило, регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Семья остаётся важнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей.

Нормы поведения в обществе ребёнок постигает в семье. Важнейшее моральное качество, которое прививалось детям – уважение к родителям и старшим. Ребёнок – будущая опора семьи. Не случайно, произнося пожелания, люди говорили: «Баландын игелеген кур» (Увидеть добро от своего ребёнка.)

Башкирская национальная педагогика придавала огромное значение семейному воспитанию. В.И. Баймурзина выделяет основные условия успешного воспитания в семье:

- глубокая любовь и уважение родителей к детям;

- авторитет родителей;

- культ матери;

- семейные традиции;

- благоприятная семейная атмосфера;

- уважительные отношения между отцом и матерью;

- ответственность родителей за воспитание детей;

- знание традиций и обычаев народа.

На наш взгляд, в старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с народными этикетными традициями. Наиболее важными в педагогическом плане мы считаем: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие, обращение, благопожелания. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте традиционные этикетные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, представления о нравственных нормах являются базой, на которой в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения. Нужно иметь в виду, что порой действие этикетных традиций на ребёнка гораздо сильнее оказывается в дошкольном, нежели в школьном возрасте, прежде всего – из-за близости ребёнка к семье, отцу, матери.

Многие исследователи жизни башкир, в том числе Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, К.Ш. Ахияров и другие, на первое место из народных этикетных традиций по значимости ставят гостеприимство.

Гостеприимство как действующая и действенная модель гуманности не является какой-то особенной чертой личности, это и стержневая суть: оно связано и с уважением к старшим, и с приветствиями, и с приветливостью, благопожеланиями. Более того, у башкир есть форма гостеприимства, делающая гостей верными, задушевными друзьями, ближайшими родственниками по духу – это куначество. Между прочим, эта традиция имелась почти у всех народов Востока, однако многие потеряли её.

О гостеприимстве и добродушии башкир восторженно и с теплотой отзывался Л.Н. Толстой, который несколько лет приезжал к башкирам на кумысолечение. В письме к жене он писал: «Принимают нас везде с гостеприимством, которое трудно описать». Черты гостеприимства башкирского народа получили достаточное отражение и в произведениях народного творчества. В фольклорном материале: «Камыр-батыр», «Булат-батыр», «Караса-батыр» – по принятому обычаю старуха угощала слабого проезжего путника тем, чем она располагала. Для гостя – лучшее место у котла, лучший кусок в котле.

В прошлом существовал порядок приёма гостей:

  • встреча у ворот, если гость на лошади, то первым делом – уход за конём;
  • приветливое приглашение войти в дом, помочь помыть руки тёплой водой из кувшина;
  • посадить гостя на почетное место;
  • деликатесы поставить ближе к гостю;
  • твой гость – гость всей деревни, гостя приглашают родственники хозяина и устраивают пиршество;
  • исполнение всех желаний гостя;
  • проводы гостя с преподношением подарков.

В народной педагогике Башкортостана принято очень рано прививать правила гостеприимства. Складывающиеся веками традиции требуют обучения девочек и мальчиков умению принимать гостей. Девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно общаться с гостями, знать этикетные традиции общения со старшими, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке, чистоте кунацкую. В отсутствии отца гостей принимает старший сын, который для этого должен овладеть этикетными обычаями, уметь вести доброжелательную беседу, организовать угощение и т.д.

Почитание старших – давний обычай башкир. Веками складывались и передавались из поколения в поколение устоявшиеся нормы уважительного отношения к старшему,

Вот обращение героя башкирского эпоса «Урал-батыр» к народу:

Чтите старшего по годам,

Не пренебрегайте советами его.

Младшего чтите за молодость его.

Не лишайте совета его.

Этикетные традиции башкир всегда были очень строги, а этикетные требования, касающиеся отношения к старшим, особенно строги – здесь нет ни уступок, ни поблажек, ни исключения из правил. И не случайно, видимо, обычай уважения, и почитания к старшим у башкирского народа считается показателем добропорядочности, мудрости и воспитанности.

Уважительное отношение башкир касалось не только стариков и аксакалов, оно проявлялось и в любви к детям и подросткам, в уважении их достоинства. Народная педагогика отмечает, что:

  • Непослушание старшим – признак невоспитанности, Непризнание младших – признак недобропорядочности.
  • Уважай и цени старших, умей быть старшим для младших.

Решающую роль в формировании ребенка играет мать. Мать в жизни ребенка – на первом плане. В случае опасности она готова защищать его, не щадя жизни. Важной ступенью признания великой роли матери является ее обожествление, создание ее культа. Наши предки завещали нам не спорить с матерью, не ослушаться ее. В народе признавалась особенная роль матери в воспитании дочери: «Атай улhэ ярты йэтим, эсэй улhэ – бигерэк йэтим» (Отец умрет – полусирота, мать умрет – совсем сирота.)

Педагогическая роль отца рассматривалась, скорее, в плане авторитета, нежели в плане его практической деятельности по воспитанию. Отец в воспитании детей представлял собой, скорее, моральный фактор – защищал, требовал. Главная забота отца – содержать семью – не давала возможности больше заниматься семейной педагогикой. Но, несмотря на это, в определенный период за воспитание сына ответственность несет отец. Он принимает участие в воспитании дочери, причем даже в колыбельном возрасте.

В.И. Баймурзина отмечает роль пословиц, песен, в которых выражается сила воспитательного воздействия родителей на своих детей: «Сын подобен отцу, а дочь – матери»; «У доброго дети добрые, у злого – злые»; «По отцу и сыновья»; «Какова мать, такова и дочь»; «Умные родители, умные дети».

Традиция приветствовать друг друга при встрече – это самый древний обычай. В этом обычае отражена самая давняя мечта о мире и дружбе. При встрече принято здороваться не только со знакомыми, но и с любым человеком. Это этикетные правила выработаны веками.

Усвоить это прочно и навсегда не так-то просто, поэтому очень важно приучать детей к народным формам приветствия с малолетства.

К приветствию прямо примыкают традиционные этикетные формы обращения. Смысл такого примыкания в том, что все формы обращения непременно характеризуются приветливостью – и в тоне, и в интонации, и в манере, да и в специальных, традиционных словах почтения к старшим, старым, ровесникам, родственникам, гостям, незнакомым. Традиционные этикетные формы обращения прививают детям правильные нормы человеческих отношений, формируя у них доброжелательность, искренность, гуманность.

Башкиры считают, что ребенок с первых дней своей жизни должен знать к кому и как следует обратиться, и поэтому детей с самого раннего возраста следует учить соответствующим формам обращения к старшим: олатай – дедушка, оласэй – бабушка, атай – отец, эсей – мать, ул – сын, дочь – кыз, агай – старший брат.

Ещё одна форма проявления к окружающим искреннего внимания, пожелания удач, счастья, всяческих благ в жизни – это благопожелания. Эта форма выражения добрых отношений к человеку является как бы синтезом приветствий и обращений, ибо в ней есть обращение и приветствие, уважение и приветливость.

Башкирские благопожелания рассчитаны буквально на все случаи жизни и звучат как призыв к полезной деятельности, трудолюбию, красоте, добру. Например, качая колыбель, напевали благие пожелания: чтобы ноги были крепкими – твердо ходить по земле, чтобы руки были сильными – любую работу прочно делать.

Пожелание хозяевам от гостей при прощании: «Будьте вместе, будьте богаты».

Собственные благопожелания являются самостоятельными шедеврами башкирской народной поэзии и прозы.

В работе с детьми на первый план мы сознательно выдвигаем уважение к старшим. Одновременно мы понимаем, что это соответствует и действительному положению вещей, ибо в иерархии духовно-нравственных ценностей на первом месте оказывается именно уважение к старшим, и им определяется многое в этикетных традициях. Более того, в определенном смысле отношение к старшим является как бы универсальной этикетной традицией. В известной мере гостеприимство является производным из традиционного уважения к старшим, ибо в обычаях гостеприимства самыми уважаемыми гостями были всегда старые, старейшины, старики.

Традиции уважения к старшим, приветствия и обращения как проявления этого уважения к истокам, веками сохранявшимися обычаями гостеприимства, представляют собой фундаментальные феномены, определяющие духовное здание этикетных традиций башкирского народа. Речь идёт об особом уважении к старым и старшим, о гостеприимстве и этикетных формах приветствия, выражающих и уважение, и почитание, и внимание не только к старшим по возрасту, но и ровесникам. В работе с детьми всемерно культивируются этикетные традиции как носители духовности, доброжелательности, добропорядочности, благородства и великодушия.

В то же время нельзя с сожалением и тревогой не заметить, что этикетные традиции прочно и эффективно действуют в среде именно дошкольников и младших школьников; чем старше становится ребёнок, тем слабее влияние традиций на его духовную жизнь.

Раннее начало воспитания – особенность педагогики любого народа, в том числе, и приучение с ранних лет детей к народным этикетным традициям.

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев в сфере культуры и образования.

Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в Республике Башкортостан. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории. Ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре и традициям башкирского народа.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти – шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего творческого направления: «Приобщение дошкольников к национальной культуре через ознакомление с бытом и традициями башкирского народа».

Цели нашей работы: формирование у дошкольников первоначальных представлений о башкирской национальной культуре, воспитание толерантного отношения к народам ближайшего национального окружения.

Мы определили следующие задачи:

  1. Формировать у детей представление об истории родного края, о культуре башкирского народа, о народных этикетных нормах.
  2. Обеспечить условия для активного приобщения детей к социальной действительности путем создания предметно-пространственной среды, способствующей развитию ребёнка на основе народной культуры.
  3. Развивать интерес к национальным традициям башкирского народа.
  4. Воспитывать уважение к культуре башкирского народа и культурам народов ближайшего национального окружения.
  5. Формировать базис личностной культуры на основе ознакомления с материальной культурой башкирского народа.

1. Аналитическая часть

1.1. Уровень сформированности у детей представлений о быте и народных этикетных традициях башкирского народа

В начале работы по выбранному направлению было необходимо выявить уровень сформированности у детей представлений о быте и народных этикетных традициях башкирского народа. Для этой цели мы использовали диагностику выявления уровня представлений о башкирской национальной культуре по Программе-руководству Гасановой Р.Х. «Земля отцов». (Приложение № 1.)

Для решения этой задачи нами были использованы следующие методы:

- беседы с подгруппой детей, в ходе которых выявлялось понимание таких слов, как гостеприимство, приветствие, уважение и др.);

- педагогическая диагностика (индивидуальные беседы с дошкольниками);

- наблюдение за детьми в совместной и самостоятельной деятельности.

Первоначальное обследование детей проводили в сентябре 2012 года.

В диагностике участвовало 14 детей от 4 до 5 лет.

Обследование показало:

- представления о родном городе у детей сформировано не достаточно (практически все дети назвали город, в котором живут, но 10 детей из 14 не смогли назвать улицу, на которой расположен детский сад, на которой они живут;

- представления о быте и традициях не сформированы у большинства детей (10 человек не смогли назвать жилище древних башкир, но некоторые из детей нашли юрту на картинке; у большинства детей не сформированы представления о предметах быта башкир, но часть детей знают назначение люльки, печи; дети показали национальные блюда башкир, которые они пробовали, но не смогли их назвать; из одежды назвали платье, платок, из обуви – сапоги);

- представления о национальной культуре (поэзия, проза, музыка, фольклор) не сформированы практически у всех детей (они не знают стихи и рассказы башкирских писателей, песни башкирских композиторов и колыбельные).

Итоги диагностики: Средний уровень – 2 детей (14,3 %), ниже среднего – 12 детей (85,7 %). (Приложение № 2)

Результаты диагностики позволили нам определить эффективные способы построения педагогического процесса, в котором ознакомление с материальной и духовной культурами башкирского народа будет способствовать формированию базиса личностной культуры.

1.2. Особенности содержания образовательной деятельности по приобщению дошкольников к башкирской культуре

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным обычаям и традициям строилась на основании следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная и др.);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного);

- использование взаимодействия в системе «воспитатель – ребенок –родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

- осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры;

- обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к обычаям и традициям башкирского народа.

Основные принципы работы:

- все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;

- большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;

- все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);

- познавательное развитие необходимо осуществлять не только на занятиях, но и в совместной деятельности в режимных моментах;

Нами были использованы методы и приемы:

Наглядные – рассматривание иллюстраций, натуральных предметов, макетов, музейных экспонатов и т.д.

Практические – творческие задания, упражнения, продуктивная деятельность детей и др.

Исследовательские – прогулки и экскурсии по городу, позволяющие узнать новое о родном крае.

Игровые – дидактические игры, народные игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, пояснение, объяснение.

Формы организации детей:

- совместная деятельность воспитателя и детей;

- самостоятельная деятельность ребенка.

В зависимости от педагогических целей и задач, решаемых в совместной деятельности с воспитанниками, мы используем фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы организации детей.

В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника, как его самостоятельная деятельность (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и индивидуальная работа с ним.

В совместной деятельности используем разнообразные формы работы:

- специально организованная образовательная деятельность (занятия);

- беседы;

- игры (дидактические, подвижные, творческие);

- экскурсии в музей, к памятникам города;

- целевые прогулки;

- наблюдение;

- показ спектаклей и сказок;

- чтение детской литературы;

- художественный труд;

- выставки детского творчества;

- праздничные мероприятия.

Педагогическую деятельность по реализации выбранного нами творческого направления проводили по трем разделам:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с педагогами.

1.3. Программно-методическое обеспечение

В своей работе по данному направлению мы изучили и проанализировали следующие программы:

Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г. «Оскон» (Эта программа предназначена для разнонациональных групп с изучением башкирской разговорной речи, что соответствует нашей группе. В этой программе мы часто использем различные упражнения на правильное произношение башкирских звуков и слов.).

Гасанова Р.Х. Программа-руководство «Земля отцов» (Данная программа раскрывает содержание работы по формированию основ национальной культуры: материальной и духовной.).

Гасанова Р.Х. «Этноэтикет в воспитании дошкольников» (Методические рекомендации для воспитателей по приобщению дошкольников к этикетным традициям башкирского народа).

Гасанова Р.Х. «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников» (Методические рекомендации в которых представлена методика использования башкирского фольклора в разных видах деятельности).

Гасанова Р.Х. «Я родину свою хочу познать» (Методическое пособие к программе «Земля отцов»).

Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа» (Методическое пособие для воспитателей, разработанное на основе интеграции образовательных областей и видов деятельности).

Агишева Р.Л. Программа-руководство «Я – башкортостанец» (Содержание программы охватывает широкий круг вопросов: от познания окружающего мира до приобщения дошкольников к культуре, искусству своего народа и народов ближайшего национального окружения).

Агишева Р.Л. «Я познаю Башкортостан» (Методическое пособие к программе «Я – башкортостанец».

Колбина А.В. «Башкирский орнамент в развитии ребенка».

Молчева А.В. «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам» и др.

В своей работе мы взяли за основу программу-руководство Гасановой Риды Ханифовны «Земля отцов», но для решения определенных педагогических задач использовали и другие перечисленные методические пособия.

1.4 Воспитание национальной культуры у дошкольников через приобщение к обычаям и традициям башкирского народа

Мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской народной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами и желаниями. Это потребовало особого построения педагогического процесса по приобщению детей к башкирской национальной культуре. Освоение детьми намеченного содержания осуществлялось через реализацию таких разделов, как: «Традиции башкирского народа», «Предметы быта башкир», «Жилище башкир», «Башкирский национальный костюм», «Народные промыслы», «Народные праздники», «Башкирские музыкальные инструменты», «Башкирские народные игры», «Башкирский фольклор».

Мы считаем, что развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • организация систематического образовательного процесса с использованием наглядного материала;
  • тесное взаимодействие с семьей.

Мы работаем в группе с изучением башкирской разговорной речи с 1995 года. Это само собой определило направление нашей деятельности – реализацию национально-регионального компонента, что сказалось на особенности создания предметно-пространственной среды группы. Были подобраны игры, игрушки, методические и дидактические материалы для ознакомления дошкольников с родным краем, приобщения их к духовным и материальным богатствам башкирского народа. Нами были собраны материалы для мини-музея группы, которые в дальнейшем стали основой музейной экспозиции детского сада.

Работа в группе с изучением башкирской разговорной речи требует создание особой речевой среды. С целью создания благоприятных условий для изучения башкирского языка мы подобрали аудиоматериалы (музыка, песни, стихи) башкирских авторов, создали библиотеку детской литературы на двух языках (башкирском и русском). В течение дня стараемся дать детям образцы правильной и выразительной речи через общение, чтение художественной литературы, пополняем их словарный запас.

Для приобщения дошкольников к национальной культуре необходимо в доступной форме сформировать у них первоначальные представления о башкирском народе, его обычаях, традициях и истории. Для этого мы широко используем такую форму работы с детьми как специально организованные занятия по познавательному, речевому, художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию.

Чтобы занятие как форма совместной деятельности воспитателя с детьми было эффективным, соблюдаем несколько условий:

- рассказывая детям о прошлом башкирского народа, мы придаем особое значение историческим событиям, даем установку на серьёзное восприятие информации, стараемся вызвать у воспитанников эмоциональный отклик,

- ознакомление детей с национальными обычаями и традициями проводим системно на основе усложнения материала;

- для обогащения эмоционального восприятия используем наглядные материалы (иллюстрации, фотографии, макеты, оригинальные предметы);

- используем разнообразные формы взаимодействия с детьми: экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, наблюдения, развлечения и др.

Знакомство с родным краем не требует организации дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные образовательной программой (познавательную, речевую, музыкальную, двигательную, художественно-продуктивную).

Чтобы сформировать у ребёнка чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, поощрять желание узнать больше об особенностях родного края. Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и природоведческие представления о Башкортостане, об истории края, культуре и традициях народов, населяющих его.

Знакомство детей с башкирским краем начинаем с родного города: продумываем целевые прогулки по ознакомлению детей с окрестностями детского сада, рассказываем о достопримечательностях столицы (театры, музеи, парки и т.д.), организуем экскурсии к памятным местам.

На занятиях по развитию речи знакомим детей с народными сказками, легендами, с произведениями башкирских писателей и поэтов, помогаем им понять смысл пословиц и поговорок. Большое внимание уделяем словесному творчеству на основе национальной культуры башкирского народа. Например, придумываем новую сказку по сюжету башкирской народной сказки («Как собака нашла себе хозяина», «Медведь и пчелы»), новый конец известной сказки (башкирская народная сказка «Лиса-сирота»), продолжение и завершение сказки Фарзаны Губайдуллиной «Гюльгизар». Составляем рассказы по репродукциям картин башкирских художников.

На занятиях художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация) знакомим детей с биографией и творчеством башкирских художников, рассматриваем их картины (Домашников Б.Ф. «Это все березы», «Осень»; Лутфуллин А.Ф. «Женский портрет», «Три женщины»; Ситдикова А.Х. «Башкирский мед», «В башкирской избе»; Давлеткильдеев К. «Девочка-башкирка в голубом» и др.). Используем картины башкирских художников при ознакомлении детей с материальной культурой (пища, утварь, жилище, одежда), представления о которой затем закрепляется в детском изобразительном творчестве. Дети с удовольствием лепят из глины и пластилина (медведь с бочонком меда, пиала), рисуют (кукла в башкирском наряде, юрта, дружная семья), расписывают башкирскими узорами (салфетка, красивый платок, варежка, сапожок), украшают орнаментом (палас, полотенце, фартук, платье).

На музыкальных занятиях разучиваем песни и танцы разных народов, слушаем башкирские мелодии, знакомимся с народными музыкальными инструментами (курай, кубыз, домбра), воспитываем интерес к познанию духовной культуры башкирского народа.

На физкультурных занятиях проводим башкирские народные игры и подвижные игры других народов Башкортостана, формируем представления о башкирских видах спорта.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Реализуя свое творческое направление, мы используем в работе с дошкольниками различные виды игр.

Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Н.К. Крупская писала: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Играя, ребенок узнает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных». Дидактические игры являются средством познавательного, речевого и художественно-эстетического развития.

Через дидактическую игру мы знакомим дошкольников с культурой, бытом и национальными традициями: «Угадай мелодию», «Узнай и назови театр», «Собери башкирскую посуду», «Отгадай праздник», «Узнай достопримечательности Уфы», «Что лишнее?», «Башкирское лото» и др.

При ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством башкирского народа, мы предлагаем им игры: «Собери башкирский узор», «Сотки ковер», «Узнай башкирский орнамент», «Разрезные узоры», «Собери башкирский палас», «Выложи узор», «Башкирская мозаика» и др. Они способствуют лучшему запоминанию элементов башкирского орнамента, развивают у детей внимание, память. Художественно-дидактические игры помогают в изучении внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды.

Одними из самых любимых игр дошкольников являются подвижные игры, в том числе народные: «Юрта», «Курай», «Медный пень», «Тимербай» и многие другие. Башкирские народные игры делятся на детские и взрослые; сюжетные с наличием персонажей и ролей («Ведьма», «Прячу платочек») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания («Белый тополь, синий тополь», «Липкие пеньки» и др.).

Башкирские народные игры импровизируют жизненные ситуации и явления. Они связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Часто содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральности.

Такие башкирские подвижные игры как: «Бой мешками», «Эстафета всадников», «Сабантуй», «Бег в мешках», «Бег с ложками» являются неотъемлемой частью народных праздников.

Мы используем традиционные народные игры как средство физического, познавательного и речевого развития дошкольников.

Театрализованные игры также очень любимы детьми нашей группы. Мы драматизируем с ними отрывки из авторских произведений и народных сказок. Нами оформлены разные виды театров, среди которых настольный театр для драматизации народных праздников «Сабантуй», «Кукушкин чай» и создания различных игровых ситуаций. В нашем детском саду существует добрая традиция – ежегодно в конце апреля проводить театральные фестивали, на которых воспитанники ДОУ инсценируют сказки, рассказы, стихи. Мы с детьми нашей группы всегда представляем сказки на башкирском языке: «Как собака нашла себе хозяина», «Шуба ежа», «Лев и заяц» и др. Наличие в ДОУ детских национальных костюмов, костюмов животных и декораций позволяет превратить этот фестиваль в красивый, яркий праздник для воспитанников. На протяжении нескольких лет мы являемся активными участниками районного конкурса сказок народов мира на башкирском языке «hаумы, hаумы, экиэт!» (Здравствуй, здравствуй, сказка!). К этому конкурсу мы готовимся заранее: знакомим воспитанников с содержанием народной сказки, переводим произведение на башкирский язык, проводим словарную работу со всеми детьми, обыгрываем диалоги, проигрываем этюды, распределяем роли. В последние годы к нам в группу поступает все меньше детей со знание башкирского языка, поэтому в драматизации сказок участвуют дети разных национальностей.

В нашей группе созданы благоприятные условия для сюжетно-ролевых игр регионального содержания. Предметно-пространственная среда насыщена традиционными предметами быта башкир. Оформлен специальный уголок, имитирующий обстановку в юрте (нары - hике, прялка, сундук, тканый палас, подушки, лоскутное одеяло, полотенца). Имеется посуда (самовар, пиалы, расписные подносы, медовницы, бочонок для меда), куклы в башкирском, татарском и русском костюмах, макеты башкирских национальных блюд (беляш, уч-почмак, баурсак). Детские башкирские костюмы представлены элементами национальной одежды: платье с монистами, камзол, елян, рубаха, брюки, а также головными уборами (налобная повязка – хараус, платок, тюбетейка). Это позволяем нам в полной мере создавать игровые ситуации регионального содержания, организовать сюжетно-ролевые игры «В гостях у бабушки», «Мастерская национальной одежды», «Семья», «На пасеке», а также игры по сюжетам различных произведений.

Психологи утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Они остаются яркими образами в памяти ребенка, влияют на формирование его мироощущения, жизненной позиции, мировоззрения. На занятиях мы стараемся дать детям представления о своей Республике на основе башкирского народного творчества, которое передаётся от поколения к поколению. Здесь уместно вспомнить слова классика французской литературы О. Бальзака о том, что «нет шедевров, погибших в забвении». Таким незабываемым шедевром является декоративно-прикладное творчество башкирского народа: ковроделие, вышивка, узорное ткачество, металлообработка, кожеобработка, деревообработка. Развивающая среда в большом количестве представлена сувенирной продукцией производственного объединения «Агидель», предметами узорного ткачества и вышивки, фарфоровыми статуэтками. Много деревянных изделий кустарного производства: макеты юрты, фигуры людей и животных, декорации для настольного театра, башкирские матрешки, фигуры семи девушек, олицетворяющих семь башкирских родов. Все это является прекрасными образцами для художественного творчества детей. Нашу группу украшают картины молодых художников.

В ходе художественно-продуктивной деятельности мы готовим с дошкольниками подарки к праздникам; пригласительные билеты, поздравительные открытки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Музейная педагогика в последние годы заняла в дошкольном образовании достойное место. Музеи, существующие в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Этнографический музей отражает в своих экспозициях наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни.

Объектами хранения этнографической экспозиции, созданной в ДОУ, являются подлинные предметы народного быта наших предков – старинная утварь: корыто, ковш, деревянные бочонки для меда, изделия из бересты, плетеная корзина, рубель, старинный утюг, керосиновая лампа, инвентарь пчеловода и др.

Вторая экспозиция представлена репродукциями картин башкирских художников:

- Бурзянцев А.Д. «Сказ об Урале», «На Кара-Идели»;

- Лутфуллин А.Ф. «Портрет поэта М. Карима»;

- Нестеров М.В. «Терраса на Капри», «Ранняя весна», «Зима в скиту»;

- Домашников Б.Ф. «Калужница цветет»;

- Ситдикова А.Х. «Аромат меда», «Урожайный год».

Этнографический музей ДОУ является особой формой дополнительного образования, развивающей кругозор детей. Экскурсии в музей ДОУ мы используем и как часть познавательного занятия, и как отдельную форму работы с дошкольниками. Посещение музейной экспозиции мы стараемся превратить в интереснейшее событие, в праздник для детей, вызывающий у них только положительные эмоции.

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющие в себе глубокий культурный смысл. Башкиры в этом плане не являются исключением. Несмотря на то, современная молодежь (особенно городская) мало придерживается национальных традиций, особой популярностью среди населения пользуются башкирские праздники.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на предыдущих состязаниях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились – каждый по своему возрасту.

Сабантуй мы проводим на спортивной площадке совместно с инструкторами по физической культуре и музыкальными руководителями. В этом празднике участвуют все дошкольные группы. Дети принимают участие в башкирских национальных играх (состязание всадников, бег в мешках, бег с ложками и др.). Для младших дошкольников организуем подвижные игры. В конце праздника всех детей угощают баурсаком.

Первый весенний праздник Карга-туй справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он «Вороний праздник» или «Воронья каша». Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию у подрастающего поколения экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Обрядовый праздник «Воронья каша» мы организуем на улице с участием родителей. На спортивной площадке разводим импровизированный костер, «варим» на нем пшенную кашу, угощаем всех участников праздника. Дети поют песни на башкирском языке, танцуют и рассказывают стихи. Для детей и взрослых организуем национальные игры и состязания (бег с коромыслом, бег в мешках, бег с ложкой и яйцом и др.).

«Кукушкин чай» ( Какук сайе) – башкирский обряд весенне-летнего цикла. Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы) или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и Карга-туй, восходит к обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводим вместе с родителями. Организуем эстафеты, в которых взрослые соревнуются с детьми, играют в башкирские национальные игры. На празднике мамы угощают детей чаем и выпечкой домашнего приготовления.

На празднике урожая (Сомболя) мы веселились, пели песни про урожай, показывали инсценировку «Какой овощ лучше?», танцевали. В конце праздника дети вешали на осеннее дерево монеты, говорили пожелания (чтобы зима прошла хорошо, чтобы звери и птицы не погибли от холода, чтобы было много снега и т.д.)

Дети нашей группы любят фольклорные праздники Аулак, Ултырма (посиделки), когда они приходят в гости к бабушке, слушают ее добрые сказки и мудрые советы, играют в игры ее молодости, водят хороводы, танцуют. Такие праздники воспитывают у дошкольников уважительное отношение к старшим, приобщают детей к народным традициям.

Еще один традиционный праздник – Шэжэре-байрам – очень любят и дети, и родители. К нему все готовятся заранее: родители оформляют семейное древо, педагоги готовят конкурсы, дети разучивают песни, стихи, танцы. На праздник приглашаются все родители, а в конкурсах обычно участвуют три семьи. Мама и папа рассказывают историю создания семьи, делятся семейными традициями. Дети помогают родителям. Семьи участвуют в различных конкурсах (спортивном, музыкальном, творческом), делятся кулинарным секретами. Остальные родители также участвуют в мероприятии: отгадывают загадки, вспоминают пословицы о семье, танцуют и играют вместе с детьми. Такие праздники всегда проходят легко и весело и вызывают много положительных эмоций.

Очень интересно проходят в нашем детском саду встречи в музыкальной гостиной с известными людьми Республики Башкортостан.

Кураист Рамиль Мавлютович Гайзуллин играл на музыкальных инструментах: курай, домбра, кылгубыз. Он рассказал детям историю создания своего коллектива. Дети имели возможность не только послушать народные инструменты, но и рассмотреть их, потрогать руками. Самые смелые пытались даже играть на инструментах. Встреча была очень интересной. Рамиль Мавлютович играл на курае в полной тишине, очаровав своей музыкой и детей, и взрослых.

Также интересно прошла встреча с писательницей Расимой Ураксиной.

Расима Минибулатовна знакомила нас со своими стихами, рассказами. Дети читали ее стихи, пели песни, написанные на ее слова. Встреча прошла в теплой домашней обстановке. Поэтесса легко общалась с детьми, заинтересовав их своими рассказами. Закончилась встреча чаепитием в группе. На прощание она сфотографировалась с детьми и подарила свою книгу «Вкусно-вкусно-вкусненько».

Продолжая знакомить детей с известными людьми нашей республики, мы организовали встречу с известной башкирской писательницей Гульфией Юнусовой. Она тепло общалась с детьми, рассказала им о своем детстве, о своих любимых играх. Провела подвижную игру, слова к которой она написала сама. Дошкольники с удовольствием читали ее стихи, пели песни. Вечер прошел интересно. В конце встречи, писательница подарила свои книги с автографами детям и сотрудникам детского сада.

Традиционно, в нашем детском саду проходят встречи с народными артистами Башкирской государственной филармонии.

Недавно нас посетили артисты: танцор Марат Асадуллин, певица Рамзия Бикбулатова. Марат Асадуллин показал детям пляски народов мира (башкирские, марийские, еврейские, польские, русские), продемонстрировал костюмы разных народов. Рамзия Бикбулатова пела детские песни, которые с удовольствием поддержали наши воспитанники. В конце встречи дети вместе с артистами танцевали и фотографировались на память.

Обычаи и традиции тесно связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Они, как правило, регулируют поведение и поступки членов семьи. В семье ребёнок постигает нормы поведения в обществе. Семья остаётся важнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей, поэтому тесное взаимодействие с родителями воспитанников является одним из важных направлений нашей педагогической деятельности.

Свою задачу во взаимодействии с семьей мы видим не столько в просветительской работе, сколько в организации совместной с родителями деятельности по вопросам образования дошкольников. Являясь полноправными участниками образовательного процесса, родители в полной мере смогут влиять на развитие ребенка, на воспитание его личностных качеств. Большое значение мы придаем активным формам взаимодействия с семьями воспитанников: выставкам совместного творчества, развлечениям с участием родителей, фотовыставкам. Не отказываемся мы и от традиционных форм работы. Проводим консультации: «Этноэтикет. Традиции семейного воспитания», «Воспитание толерантности у дошкольников» и др. Родительский комитет оказывает большую помощь группе в создании развивающей среды, в подготовке к конкурсам, театрализованным постановкам, соревнованиям и праздникам.

Необходимо отметить, что мы – воспитатели группы с изучением башкирской разговорной речи, работаем в сотрудничестве со специалистами детского сада. Особенно тесно мы взаимодействуем с музыкальным руководителем Рафиковой Гузель Амировной, которая работает по творческому направлению: «Ознакомление дошкольников с башкирском фольклором в процессе музыкальной деятельности». Мы вместе знакомим детей с башкирской культурой, рассказываем о земляках, прославивших нашу республику, организуем встречи с известными людьми Башкортостана, проводим фольклорные праздники, изучаем башкирские песни и танцы. Своим опытом работы мы делимся с педагогами ДОУ: проводим консультации «Воспитание социокультурной толерантности у детей» «Народная кукла в игре современных дошкольников»; выступаем на педсоветах «Приобщение дошкольников к башкирской национальной культуре посредством предметно-развивающей игровой среды»; на РМО воспитателей Советского района «Народные этикетные традиции в нравственном воспитании дошкольников».

Проведя повторное обследование детей средней группы в мае 2013 года, мы наблюдали положительную динамику: 14,3 % детей показали хороший уровень развития (0 % в сентябре 2012 г.), средний уровень – 57,1 % (14,3 %), ниже среднего 28,6 % (85,7 %).

Аналогичное обследование по выявлению представлений о башкирской культуре было проведено в начале и в конце старшей группы. Была использована та же методика, но увеличилось количество вопросов и их сложность. Благодаря проведенной в течение года работе, хороший уровень увеличился на 21,5 %, средний – на 35,7 % за счет снижения уровня «ниже среднего». На те же самые вопросы дети 6-7 лет отвечали гораздо увереннее, реже требовалась помощь воспитателя. Однако двое детей (14,3 %) набрали баллы «ниже среднего». Это вновь поступившие в группу «домашние» дети.

(Приложение № 2).

Для определения представлений о народных этикетных традициях у старших дошкольников мы провели с ними беседу (Приложение № 1). В ходе общения выяснили, что дети в основном понимают значения слов: гостеприимство, уважение, приветствие, пожелание. Они знают, как нужно встречать гостей и понимают важность соблюдения этикетных традиций. Затруднение вызвал только вопрос на знание пословиц и поговорок о гостеприимстве, уважении к старшим. Это поставило перед нами дополнительную задачу – помочь детям старшей группы запомнить народные пословицы, поговорки, используя их в разных видах деятельности.

Данные результатов обследования позволяют нам сделать выводы:

- в группе созданы благоприятные условия для ознакомления детей с национальной культурой через обычаи и традиции башкирского народа;

- работа с детьми по приобщению к башкирской культуре проводится систематически на основе усложнения материала в различных видах детской деятельности;

- положительных результатов удается достичь благодаря тесному сотрудничеству воспитателей со специалистами детского сада и родителями.

Проектная часть

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом результатов деятельности по выбранному направлению, мы намерены продолжить работу по приобщению дошкольников к башкирской национальной культуре.

В планируемых результатах освоения образовательной программы МАДОУ «ЦРР – детский сад № 300» обозначены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В том числе следующие целевые ориентиры:

- У ребенка сформировано толерантное отношение к людям других национальностей, любовь к большой и малой Родине. Он имеет представления о народных этикетных традициях башкирского народа (уважение к старшим, гостеприимство, благопожелание-обращение).

- Ребенок обладает знаниями о себе, о Республике Башкортостан. Он имеет представление о социокультурных ценностях своего народа, о традициях и праздниках башкирского народа и народов, проживающих на территории РБ.

- Ребенок знаком с фольклором и произведениями башкирских писателей и поэтов.

- Проявляет интерес к искусству народов РБ (произведения художников, музыкальное искусство, фольклор и литература).

- Знаком, знает и играет в подвижные игры башкирского народа и народов, проживающих на территории РБ.

Данные ориентиры определяют новое направление нашей дальнейшей деятельности – интеграцию национальных культур народов, проживающих в Башкортостане (башкирской, русской, татарской). Это имеет большое значение для наших воспитанников, т.к. в последние годы комплектование группы с изучением башкирской разговорной речи ведется по разнонациональному принципу. Результатом деятельности по данному направлению должен стать педагогический проект «Мы дружбой нашею сильны», рассчитанный на два года.

Современное образовательное учреждение невозможно представить без новых информационных технологий. Поэтому еще одно важное направление, по которому следует направить нашу деятельность – это повышение компьютерной грамотности педагогов и внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Для реализации этой задачи необходимо, прежде всего, повысить уровень компетентности в использовании ИКТ через компьютерные курсы и самообразование. Это даст нам принципиально новые возможности повышения качества образовательной деятельности.

Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми;

- интегрированная образовательная деятельность;

- проектная деятельность;

- изготовление макетов;

- решение проблемных ситуаций;

- коллекционирование;

- творческая деятельность: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.

Безусловно, изменение качества дошкольного образования и обновление его содержания требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

Заключение

Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил нам определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок их сформированности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Эффективным средством приобщения детей к национальной культуре являются народные этикетные традиции, фольклорные праздники и игры, вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в образовательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

Опытным путем установлена доступность содержания образования в области ознакомления старших дошкольников с традициями и бытом башкирского народа.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре возможно в том случае, если образовательная деятельность с дошкольниками будет осуществляться системно, на основе интеграции различных видов детской деятельности и образовательных областей, через активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа и взаимодействие в системе «педагог – ребенок – родитель».

У Константина Симонова есть такие слова:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

От нас – педагогов зависит, какой увидят дети нашу малую родину, как они ее полюбят, как будут чтить традиции своих предков, какими вырастут будущие граждане Республики Башкортостан.

Список литературы

1. Агишева Р.Л. Я – башкортостанец: программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа: БИРО, 2003.

2. Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

3. Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г. Оскон Уфа: Китап, 2010.

4. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1996.

5. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов. М.,1999.

7. Галяутдинов И.Г. Башкирские народные детские игры. Уфа: Китап, 2005.

8. Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа: методическое пособие. Уфа: ИРО РБ, 2012.

9 Гасанова Р.Х. Земля отцов: программа-руководство. Уфа: БИРО, 2004.

10. Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. Уфа: БИРО, 2003.

11. Гасанова Р.Х. Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись): Комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста. Уфа: БИРО 2005.

12. Гасанова Р.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа: БИРО, 2004.

13. Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа. Уфа: БИРО, 2007.

14. Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою! Башкирские народные обрядовые праздники, сценарии, сказки для детей для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Уфа: БИРО, 2005.

15. Колбина А.В. Башкирский орнамент в развитии ребенка. Уфа: ИП Поляковский Ю.И., 2007.

16. Молчева А.В. «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам». Уфа: Китап, 1995.

17. Мухамедьянов С.А. Этнопедагогические очерки Уфа, 1998.

Сайты:

bibliofond.ru

Vospitatelyam.ru

dohcolonoc.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Я служу России!»

Проект «Я служу России!»

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...

Читайте также

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для…

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для средней группы Цель: формировать представление о домашнем животном кролике и его...

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...