Адаптация. Рекомендации для родителей по адаптации к детскому саду

Новое воспринимается всегда сложно. Адаптация – это врожденная приспособительная реакция организма. Она зависит от многих факторов: социальных. Экономических, а также от индивидуальных психологических особенностей организма.

Ребенок, ощущающий себя в безопасности, находясь рядом со своим близким и значимым взрослым, с которым он прожил вместе первые годы своей жизни. Поэтому так часто говорят о том, что адаптация к дошкольному учреждению проходит легче в том случае, если ребенок первое время ходит в детский сад со своей мамой или бабушкой.

В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности.

Большое внимание уделяется социально-эмоциональному воспитанию детей, все это тесно связано с работой в адаптационный период.

Побуждение воспитателям детей к эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.

В дошкольном учреждении должны быть созданы для того все условия.

Может оказаться, что в дошкольном учреждении для ребенка ново все. В этом случае приспосабливаться ему придется и к новой обстановке, и к новым людям, к новому режиму дня, питанию и многое другое. Но главное то, что ребенок должен свыкнуться с мыслью, что он будет жить один в новом для него мире.

Учитывая, что ключевой фигурой, обеспечивающей безопасность и защиту для маленького ребенка, является взрослый, целесообразно, прежде всего, дать малышу возможность познакомиться с воспитателями, которые в детском саду возьмут на себя заботу о нем. Идеально, если первый раз ребенка приведут в группу в отсутствие других детей, например в вечернее время, когда их заберут домой. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями.

Совместная игра – та деятельность, которая сразу сближает ребенка и взрослого. Некоторые дети также с удовольствием рисуют, лепят вместе с педагогом.

Ребенок должен убедиться, что в д/с безопасно и интересно.

Что происходит с психикой и организмом ребенка в период адаптации?

У ребенка наблюдается реакция тревожного ожидания, нарастает нервное напряжение, повышается мышечный тонус, возникает спазм периферических сосудов, в том числе и слизистых оболочек. Происходит напряжение приспособительных сил организма. Внешне ребенок выглядит бледным, у него отличается очищение пульса, частота дыхания. Он может быть насторожен, может проявлять беспокойство и даже капризничать. У него повышается уровень тревожности. Очень важна для воспитателя, в этот период, помощь психолога. Ведь существует разные уровни адаптации. Физиологическая предполагает изменения деятельности функциональных систем организма (дыхательной, пищеварительной, сердечно сосудистой и д. р.), направленные на приспособления к новым условиям внешней среды.

Психическая адаптация предполагает перестройку динамического стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Социальная адаптация предполагает установления оптимального взаимодействия личности и коллектива, усвоения норм и традиций группы, овладение новыми средствами и новым образом действия, вхождения в ролевую структуру группы. Даже при хорошей адаптации в первое время у ребенка может быть снижен аппетит; из-за повышенной настороженности он долго не может заснуть, а заснув, спит тревожно и недолго. Ребенок может даже не выполнять привычных для него действий. Возникает впечатления, что он мало что умеет делать; не может ни одеться, ни умыться самостоятельно. Но надо знать, что психически и физиологически регресс – это нормальная реакция адаптирующегося организма. Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации детскому саду, может привести к осложнениям в его поведении.

Принято различать тяжелую легкую адаптацию, а также кратковременную и долговременную. Кратковременная адаптация продолжается 2-6 недель, долговременная 6-9 месяцев. О завершении периода адаптации позволяет судить лишь стабилизация всех показателей, как физических и психических.

Для того, чтобы адаптация проходила легко, важно обеспечить атмосферу психического комфорта и эмоционального благополучия.

Большое значение для детей в этот период имеет игра. Важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершает вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем.

Что нужно знать воспитателю для лучшей адаптации детей:

  • Максимально учитывайте вкусы, привычки и желание детей.
  • Оказывайте малышу помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами.
  • Сделайте каждый режимный момент интересным, но не «заигрывайте» его.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знания содержания потребности ребенка в общении, которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.

Рекомендации для родителей

Как готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад:

  • С самого рождения тренировать систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
  • Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
  • Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
  • Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Оформить в детский сад по месту жительства.
  • За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Лучше не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • «Раскрыть секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
  • Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад:

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

Уважаемые родители, для успешной адаптации ребенка к ДОУ постарайтесь быть терпимыми, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком. И помните, что детский сад - это первый шаг в общество.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного...

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные» Дети в дошкольном возрасте очень любят домашних животных. Современные дети очень мало контактируют с домашними животными, т.к. живут...