Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада

В дошкольном возрасте личность ребенка формируется особенно стремительно, поэтому то, что будет заложено в него в этот период, повлияет и на дальнейшую жизнь. Задача сотрудников дошкольного учреждения – подготовить малыша к обучению в школе и обеспечить разностороннее развитие его способностей.

В реализации базовых принципов здорового образа жизни обязательно учитываются:

  • гигиеническая грамотность;
  • физическая активность в течение дня;
  • правильное и разнообразное питание.

О том, какие привычки привиты ребенку, можно видеть по его отношению к своему здоровью и здоровью близких.

Современные педагогические направления основаны во многом на принципах гуманизма и демократии, вследствие чего возникает необходимость в формировании разных подходов к детям с разным уровнем здоровья.

Физическая культура

Первый компонент здорового образа жизни – движение, спорт, физическая активность, без которых здоровье человека резко ухудшается. Компенсировать двигательное голодание призваны:

  • физкультминутки,
  • спорт,
  • утренняя зарядка,
  • прогулки.

Доказано, что эти мероприятия повышают работоспособность детей, улучшает их самочувствие и иммунитет.

Важность утренней зарядки

В дошкольном возрасте дети очень быстро растут и развиваются, а вследствие этого, их организм становится чувствителен к воздействию социальной и природной среды, к которым относятся и проводимые в детсаде мероприятия. Эффективность этих мероприятий находится в тесной зависимости от соответствия условий жизнедеятельности малыша в ДОУ его индивидуальным особенностям.

Двигательная активность – ключевой фактор, стимулирующий рост и развитие ребенка в этом возрасте. Если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на качество адаптации ребенка к изменяющимся условиям внешней среды.

Для здоровья нужно не только кушать полезную пищу, но и вести максимально подвижный образ жизни. В настоящее время с этим часто возникают сложности из-за обилия гаджетов и врожденных проблем детей. Но мы должны вкладывать все силы в развитие детей и укрепление их здоровья, ведь за ними – ни много ни мало будущее всей цивилизации. Гимнастика по утрам – всего лишь один, но важный, кирпичик в достижении этой цели.

Пользу утренней зарядки объяснять нет смысла – все ее прекрасно осознают. Но тем не менее, далеко не все делают ее сами и приучают ребенка. Дома на это или нет времени, или ее смещают в сторону другие дела, или просто лень. Но в дошкольном учреждении это важнейший элемент двигательного режима.

С помощью зарядки у детей вырабатывается привычка, а затем и потребность, каждое утро двигаться. Как правило, в саду с детьми занимаются гимнастикой в течение 10-15 минут. Этого вполне достаточно, чтобы:

  • пробудить организм ото сна;
  • разбудить органы чувств и внутренние органы;
  • настроить малыша на дневную активность;
  • оказать пользу для осанки, предотвратить плоскостопие.

От того, с каким настроением начнется день ребенка, зависит многое – как эффективно он будет заниматься, с каким аппетитом кушать, насколько плодотворно общаться с взрослыми и сверстниками. Дети, делающие гимнастику на регулярной основе, ведут себя менее сонно, чувствуют бодрость, часто улыбаются и смеются, легко справляются с умственными заданиями, хорошо едят и позитивно воспринимают события, происходящие вокруг. Кроме того, ежедневная зарядка развивает дисциплину и упорство.

Выполнение физических упражнений стимулирует работу коры мозга, повышает реакцию ЦНС – дело в том, что в процессе зарядки на организм оказывается влияние сразу целого набора импульсов от разных рецепторов - опорно-двигательного, слухового, зрительного и т.д.

В сочетании с гимнастикой рекомендуется применять водные процедуры. Это повышает иммунитет, разгоняет кровообращение, снижает вероятность подхватить инфекцию или простудное заболевание, увеличивает тонус организма и настроение. Параллельно разгоняется обмен веществ, а дыхание становится более глубоким.

Здоровье и образ жизни современного дошкольника находится в зависимости от отрицательного воздействия аспектов окружающего мира. Часто в детские сады поступают детки с нарушениями речи. От полностью здоровых они отличаются более слабой реакций, пониженным уровнем ловкости и скорости. Кроме того, у них наблюдается ослабленное развитие памяти, внимательности и восприятия. Им зарядка нужна в обязательном порядке.

Закаливание

Второй важный компонент – закаливание. Закаленный человек легко переносит холод и жару, быстро приспосабливается к климатическим изменениям. Закаливание эффективно мобилизует возможности всех адаптационных систем организма и служит профилактикой ОРЗ и других болезней.

Закаливание обязательно должно проводиться:

  • постепенно,
  • комплексно,
  • систематически,
  • с учетом особенностей конкретного ребенка.

Хорошую помощь закаливанию оказывают частые прогулки на свежем воздухе – желательно как минимум три часа в день. Если позволяет погода, то утренняя гимнастика тоже проводится на улице.

Режим сна

Без грамотно выстроенного режима невозможно добиться правильного развития и оздоровления малыша. Следовать режиму нужно с самого рождения, стараясь устанавливать одни и те же часы сна, игр, приема пищи.

Крепкий сон – обязательное условие для гармоничного развития детей. Во сне тело быстрее развивается, формируется мозговая деятельность. Особенно это выражено при условии налаженного режима сна и бодрствования.

Проснувшись, ребенок должен сделать зарядку – это разомнет мышцы и поднимет настроение. Примерный перечень оздоровительных мероприятий после дневного сна:

  • легкая разминка в кровати;
  • упражнения на нормализацию осанки и профилактику плоскостопия;
  • дыхательные упражнения;
  • оздоровительная работа индивидуального характера;
  • умывание.

Гимнастика в кровати – опускание/поднимание ног и рук, потягивание, гимнастика для глаз, для пальчиков, самомассаж. Самомассаж улучшает кровообращение и повышает иммунитет – желательно проводить его два-три раза в день на прогулках или физкультурных минутках.

Режим питания

Важно, чтобы пища правильно распределялась в течение суток. Это обеспечивает формирование здорового аппетита ко времени очередного приема пищи. Выбранные часы еды нужно соблюдать максимально строго, а в промежутках не давать ребенку перекусы – для фруктов или сладостей тоже должны быть определенные часы.

Культурно-гигиенические навыки

Ребенка необходимо с самого нежного возраста приучать к тому, что некоторые вещи – строго индивидуальны, например, полотенце, расческа или зубная щетка. Кроме того, в дошкольном учреждении задача воспитателей – рассказать детям о важности зарядки, режима дня, правильного питания, чистки зубов, а также мерах, предотвращающих заболевания.

Общение с природой

Понимание экологии и грамотное поведение на природе – один из неотъемлемых факторов для ведения здорового образа жизни. Прогулки и игры на свежем воздухе, туристические походы, экскурсии в интересные места учат детей исследовать, наблюдать, понимать законы природы и параллельно заботиться о себе и собственном здоровье.

Находясь в лесу, ребенок получает воздушные и солнечные ванны – в результате у него повышается иммунитет, нормализуется состояние нервной системы, организм в целом становится крепче. Дети узнают о том, чем полезны деревья, травы и цветы, узнают, какие они на запах и на ощупь.

Памятка для родителей – в какие игры играть с малышами

Далее перечислены несколько подвижных игр, которые будут интересны детям и помогут укрепить их здоровье.

Игры на формирование осанки

При игре улучшается дыхание, укрепляется сердечно-сосудистая система, мышцы становятся сильнее, а опорно-двигательный аппарат устойчивее.

«В гости к мишке»

Ведущий сажает плюшевого мишку на высокий кубик и делает горку, положив на гимнастическую стенку длинную доску. Далее он говорит:

«Ваня и Егорка часто ходят к мишке с горки» (вместо «Ваня» вставляется имя ребенка).

Малыш идет на горку, можно помогать ему при этом, после его бежит обратно и отправляется к мишке отдыхать. При этом взрослый должен наблюдать за осанкой ребенка.

Эта игра развивает координацию, внимание, слуховой анализ, равновесие.

«Качели-карусели»

Взрослые поднимают ребенка, лежащего на спине, на уровень пояса – один держит его за ноги, а другой под мышки. Далее раскачивают ребенка, приговаривая «Кач, кач». Затем один взрослый отпускает ноги, а другой продолжает держать малыша под мышки и начинает кружиться с ним, приговаривая «Полетели карусели». Веселее всего делать это под музыку. Игра может служить в качестве окончательного этапа гимнастики, когда малыш уже устал.

В процессе улучшается работа вестибулярного аппарата и расслабляются все мышцы тела.

Игры при заболеваниях горла и носа

Подвижные игры могут помочь восстановить новое дыхание – для этого необходимо расслабить мускулы бронхов и дыхательные мышцы. Важно в процессе следить за правильным смыканием губ и осанкой.

«Совушка»

Ведущий садится в центр, дети лицо к нему в полукруг. Когда взрослый говорит «день», то совы должны начать поворачивать головы вправо-влево. Когда «ночь» - смотреть вперед и «махать крыльями». Когда руки опускаются вниз, расслабляться и говорить «Уу-уфф».

Игра нормализует дыхательные функции и сопоставляет движения рук с вдохами и выдохами.

Игры при плоскостопии

Болезнь зачастую встречается у слабо физически развитых детей – их своды стоп испытывают постоянную нагрузку. В результате мышцы стопы растягиваются и становятся менее пружинистыми, а своды расплющиваются, из-за чего и появляется плоскостопие. Важно подобрать такие игры, которые восстановят навык правильной ходьбы путем укрепления мышечного аппарата.

«Донеси, не урони»

Понадобятся простынки и стулья. Дети рассаживаются на стулья, под ноги каждому стелится простынка. Необходимо пальцами ноги схватить простынку и любым методом (на четвереньках, в прыжке и т.д.) доставить ее в противоположный конец помещения. Затем повторить с другой ногой.

Игра превосходно развивает ловкость и укрепляет мышцы и связки стопы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая…

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая группа) Тема: «Театрализованная деятельность. Сказка “Репка”» Интеграция образовательных областей: «Художественно –...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»