Консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»

 

Уважаемые взрослые! Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семейном чтении. Эта тема сейчас очень актуальна, ибо чтение у нас, увы, не в почете. Современные дети больше увлечены гаджетами: планшетами, телевизорами, телефонами. Когда с дошкольниками разговариваешь на занятии о героях сказок или литературных произведений, то сразу слышишь: «А, я это знаю! Я такой мультик смотрел!» А ведь еще несколько лет назад дети говорили: «А мне это мама (или бабушка) читала!» Это значит, что уходит в прошлое добрая традиция семейного чтения, которая так много давала детям для их развития.

Чем же так важно семейное чтение?

Во-первых, оно является одним из главных факторов общения ребенка и родителя. Чтение позволяет протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать семейное общение, которое стремительно сокращается в наше время из-за огромной занятости родителей.

Во-вторых, чтение удовлетворяет потребность ребенка в безопасности. Когда он сидит рядом с мамой или папой во время чтения книги, прижавшись к ним, то у него создается ощущение близости и защищенности, формируется комфортное ощущение мира.

В-третьих, когда родители читают то, что ребенку интересно, и готовы потом обсуждать с ним значимые для него темы, то у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности: ведь такие важные для него люди – родители – уделяют ему внимание!

В-четвертых, книга формирует ценности ребенка, влияет на его нравственные идеалы. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, честь, долг. И здесь задача родителей – помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни своего ребенка.

В-пятых, книга является и средством разрядки переживаний, которые пугают ребенка и с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает трудности и страхи на пути к своей цели. Тем самым он освобождается от своих страхов и негативных переживаний.

В-шестых, через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения: как надо дружить, как добиваться цели, как решать различные конфликты. Родители, обсуждая с ребенком книгу, могут помочь ему увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

В-седьмых, книги необходимы для развития речи, воображения, фантазии ребенка. Они обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы литературного языка.

Что же нужно для того, чтобы чтение стало доброй семейной традицией и доставляло радость и взрослым, и детям? Как побудить ребенка полюбить книгу и успеть привить интерес к ней, пока не захлопнулось «окошко» для формирования этого интереса (по мнению психологов, это возможно до 10-12 лет, дальше – уже бесполезно)?

Нужно покупать детям книги, создавать дома небольшую библиотеку. Начните с книжек-малышек с яркими картинками. Не гонитесь за дорогущими томами, которые будут пылиться на полке, ибо жаль будет их отдавать в любопытные шаловливые ручонки. Сейчас в магазинах большой выбор тоненьких книг по очень доступным ценам. Пусть ребенок листает их, рассматривает яркие иллюстрации, пусть выучит их содержание наизусть и «читает», водя пальцем по строчкам.

Обязательно запишитесь в детскую библиотеку, даже если ребенок еще не умеет читать. Сам процесс похода туда вместе со взрослыми, выбор книг, беседы с библиотекарем заставят ребенка проявить интерес к чтению.

Сделайте доброй традицией чтение книг и обсуждение их перед сном. Дети обожают истории с продолжением, поэтому с удовольствием слушают и про ослика Мафина (автор Энн Хогарт), и про путешествие озорного Нильса с дикими гусями Сельмы Лагерлеф, и про мальчика-луковку Чиполлино Джанни Родари. Не оставят их равнодушными и приключения Буратино Алексея Толстого, герои книг Эдуарда Успенского, Леонида Пантелеева, Валентины Осеевой, Аркадия Гайдара. В детской библиотеке вам помогут подобрать нужные книги. Дети с нетерпением будут ждать этих минут вечернего чтения, напоминать вам, на чем остановились накануне.

Поверьте, уважаемые взрослые, что 10-15 минут, потраченные вами на семейное чтение, будут бесценны для вас и вашего ребенка и окупятся и его хорошей, грамотной речью, и успехами в школе, да и просто душевным комфортом в отношениях с ним. Успехов вам!





Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Перспективное планирование работы с родителями

Перспективное планирование работы с родителями   Дата Форма взаимодействия (консультация, семейная гостиная и т.д.) Тема Аудитория (индивидуально с родителем одно-го ребенка, с родителями груп-пы, с родителями...

Открытое занятие по ФЭМП «Забавная гостья из леса»

Открытое занятие по ФЭМП «Забавная гостья из леса» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Учить находить определённое количество предметов...

Музыкально – дидактическая игра «Гуси-лебеди»

Музыкально – дидактическая игра «Гуси-лебеди» (Подготовительная группа)   Задачи: 1. Развивать музыкально- сенсорные способности, чувство ритма, творчество (придумать свой ритм, музыку речки). 2. Упражнять...


Комментарии





В блогах

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство