Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения
Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения»

 

Формирование математических понятий во многом зависит от того, на какой ступени чувственного познания находится ребёнок. Чем более точными и разнообразными являются представления детей о временных, пространственных и количественных отношениях реальных предметов, тем легче у них будет осуществляться переход от представлений к математическим понятиям.

Успешное овладение математическими понятиями во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, от умения выделять свойства предметов, сопоставлять и систематизировать их на основе выделенных свойств (Н.А. Метлина, Г.Б. Поляк).

Особенно это важно для детей с нарушением зрения, у которых возникают известные трудности в процессе познания.

Важнейшими предпосылками изучения математики в начальной школе является сформированность элементарных представлений о цвете, величине, форме, об основных пространственных, временных и количественных отношениях величин, умение сопоставлять, находить сходство и различие на основе этих признаков и отношений. Опираясь на представления о величине, цвете, форме и количестве, дети должны уметь систематизировать, сравнивать и упорядочивать предметы.

Овладение числом и счётом во многом зависит от уровня усвоения детьми пространственных отношений: умения различать направления вверх, вниз, направо, налево, определять расположение предметов по отношению друг к другу, оценивать величину предметов, умения различать форму.

Зрительное восприятие и ориентировка в пространстве обеспечивает усвоение графических изображений букв и цифр, овладение буквенной и цифровой символикой в процессе письма.

С ориентировкой в пространстве тесно связаны понятия измерения (большой – маленький, высокий – низкий, равный – неравный и др.) Это обеспечивает точные движения, ориентировку на листе тетради, на странице в книге, пользование геометрическими приборами. Важность этой функции намечается также в решении арифметических задач. При решении задач на этапе начального обучения используются различные графические схемы, таблицы. Нарушения развития пространственного восприятия несомненно затрудняют выполнение математических заданий.

Формирование математических понятий, умений и навыков, а также решение задач происходит на основе предметно – практических действий. На уроках математики применяются схемы, фигуры, рисунки, которые составляются самим ребёнком. Это требует высокого развития мелкой моторики рук. Затруднения, связанные с практическими действиями, отвлекают ребёнка от основной цели деятельности и снижают мотивацию к обучению.

Экспериментально доказано, что нарушения четкости движений рук, точности восприятия, а также низкий уровень зрительно – двигательной координации оказывает существенное отрицательное влияние на процесс овладения математикой.

В качестве важнейшего фактора успешного овладения математическими понятиями является достаточный уровень сформированности логических операций, таких как операция классификации, сериации. Умение классифицировать узнавание и запоминание облегчает работу памяти и активизирует мышление.

В процессе классификации выделяется какой- то общий признак в ряду предметов, и на основании этого признака предметы объединяются в класс или группу.

В 5-6 лет ребёнок уже классифицирует предметы по форме, цвету, величине и др. свойствам предметов.

Процесс сериации – это установление последовательных взаимосвязей. Сериация основывается на выявлении и упорядочении различий (длинный – длиннее – самый длинный). При этом усваивается относительность признака того или иного предмета, находящегося между предыдущим и последующим элементами ряда.

Первоначально ребёнок усваивает взаимоотношения между двумя объектами, обращает внимание лишь на крайние элементы ряда (самый длинный – самый короткий). Постепенно он начинает усваивать отношения между тремя объектами (большой – средний – маленький). К 5 годам ребёнок уже может самостоятельно составить последовательный ряд из 7-10 элементов. И лишь позднее процесс сериации становится возможным на языковом уровне. Так, например, ребёнок этого возраста может уже правильно ответить на вопросы следующей задачи: «Петя выше Коли, а Коля выше Андрея. Кто самый высокий? Кто самый низкий?».

Двойственность отношений двух чисел (6 больше 5, 5 меньше 6) формируется лишь на основе овладения сериацией на материале ряда предметов и становится доступной ребёнку гораздо позднее.

Одной из важнейших предпосылок успешного овладения математическими знаниями является сформированность понятия о сохранении, представления о постоянстве признака количества независимо от изменяющихся условий восприятия. Так 3-х летний ребёнок считает, что пальцев больше, когда они растопырены, и меньше, когда они соединены. Или воспринимает одно и то же количество больших и маленьких предметов как различное (больших предметов больше, а маленьких – меньше).

Постепенно у ребёнка перестраивается восприятие количества. Оно начинает основываться уже на выделении количества как признака данной группы, независимо от других свойств. Так, в восприятии ребёнком 4 карандаша остаются четырьмя карандашами независимо от того, лежат они кучкой или находятся на расстоянии друг от друга.

Усвоение сохранения количества является необходимым условием формирования понятия числа.

Операции классификации, сериации, представления о сохранении количества помагают ребёнку перейти от наглядно – действенного и наглядно – образного мышления к понятийному, абстрактному мышлению.

В познавательной деятельности ведущая роль принадлежит речи. Математические действия –это специфическая познавательная деятельность. Выполняя практические действия, школьник должен ориентироваться не только в его предметном содержании, но и в словесном выражении этого содержания. По мере развития мышления расширяется и уточняется речь ребёнка. Для успешного усвоения счетных операций, необходимо овладеть определённым речевым уровнем, набором слов и терминов, прежде чем овладеть счётом.

Таким образом, овладение счётом и счётными операциями представляет собой сложный психологический процесс. Необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психологических функций и процессов. Следует отметить, что одна из важнейших предпосылок овладения счетными операциями – речь.





Новые публикации

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах…

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных» Группа: разновозрастная. Цель: продолжать закреплять знания детей об овощах...

Экологический лэпбук «Секреты знахаря»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря» Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у...

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек»

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек» Звучит музыка, в зал входят мальчики и Фея. Король присаживается на трон. Звучат «Фанфары». Король: Мое...

Читайте также

Конспект дня здоровья для старшей группы Тема: «Испытай себя сам»

Конспект дня здоровья для старшей группыТема: «Испытай себя сам» Утро: 1. Утренняя гимнастика. 2. Беседа: «Что такое испытывай себя сам». 3. Игра: «Если нравиться...

Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с…

Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста     Все родителя желают видеть своих детей крепкими и...

Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной…

Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс...


Комментарии





В блогах

Мастер-класс оригами для коллег

Мастер – класс для воспитателей по оригами из бумаги (техника оригами-мозаика) Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Задачи:  - рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития...

Инновационный проект по ранней профориентации дошкольников

Проект  по ранней профориентации дошкольников  «Академия профессий» г.Тамбов Информационный паспорт проекта Долгосрочный, практико-ориентированный, информационно – познавательный; Совместный с родительской общественностью и социальными партнерами; Возрастная категория детей 3-7 лет; Актуальность В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем...

Рабочая программа по краеведению для воспитанников 6-7 лет

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УМКА» Принято педсоветом «Утверждаю» Заведующий МБДОУ Протокол от 09.09.2019 №1 _________ О.В. Кольцова Приказ от 10.09.2019 № 211 Рабочая программа по краеведению  для детей 6-7 лет Город Тамбов 2019 – 2020 учебный год...

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров»

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров» Составитель: Дубогрызова Е.Н. Цель : Формирование и укрепление свода стопы у детей среднего возраста. Задачи:  1. Укреплять костно-мышечный аппарат стопы и голени через игровые упражнения для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство