Подборка народных подвижных игр для использования в экологическом воспитании детей

 

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Они отражают опыт отношения к природе, бытующий у разных народов; в старину человек отличался поклонением силам природы, уважительным отношением к животным и растениям. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.). Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Лягушка

Один ребенок, выбранный считалкой, изображает лягушку. Остальные дети подходят к нему со словами: «Я в лягушечьем доме, что хочу, то и делаю». «Лягушка» встает и догоняет играющих, которые стараются добраться до своего домика. Добежавший игрок говорит: «Я - дома». Пойманный становится лягушкой.  

Ястреб и птицы

«Ястреб» прячется от «птиц». Когда они приближаются к нему, выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится «ястребом».  Игра повторяется.

Хромая ворона

Считалкой дети выбирают «хромую ворону», остальные играющие – «воробышки». Шнуром обозначается «гнездо», где находится «ворона». «Воробышки» летают вокруг гнезда, имитируя звуки, которые издают птицы. Ворона вылетает из гнезда и на одной ноге старается догнать воробья. Когда это удается, она встает на обе ноги, а новый водящий спешит в гнездо. Ворона может «осалить» свою жертву и на обеих ногах, но при этом она не должна выходить из гнезда.

Пчелки и ласточки

Играющие – пчелы – «летают» на поляне и поют, приговаривают:

Пчелки летают,

Медок собирают.

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

«Ласточка сидит в своем «гнезде» и слушает их пение. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой», игра повторяется.

Лиса

Дети считают до тех пор, пока не останется один ребенок. Ему кричат: «Лиса, лиса, долгий хвост!» «Лиса», ловит детей и тот, кого она поймает, помогает ей ловить остальных.

Жабка

Шнуром обозначается круг, выбирается «жабка» считалкой. Дети становятся за шнур. Жабка выходит на середину круга, играющие спрашивают

- Зачем тебе, жабка, четыре лапки?

- Чтобы скакать по траве, вытянув лапки!

- Покажи, жабка, как ты прыгаешь, скачешь!

- А я этак и вот так!

«Жабка» показывает, как она прыгает, а дети приговаривают:

- Бода, бода, бала бода.

Живет жабка у болота,

Выпучив глаза сидит,

Громко-громко говорит:

- Ква-ква-ква-квак,

А я прыгаю вот так!

Жабка прыгает, пытаясь догнать кого-нибудь из играющих. Дети бегают по линии круга, уворачиваясь от водящего. Кого «жабка» коснется, тот берет на себя ее роль.

Заря-заряница

Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Волк и дети

Играющий, выбранный считалкой, - «волк», остальные – дети. Волк сидит в логове. Дети изображают сбор ягод. Дразня волка, подходят к нему.

Щипаю, щипаю по ягодку,

По черную смородинку,

Батюшке на вставчик,

Матушке на рукавчик,

Серому волку

Травки на лопату.

После последних слов дети убегают от волка, который их ловит.

У медведя во бору.

«Медведь» спит в берлоге. Дети идут к медведю, изображая сбор ягод и грибов. Они приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь простыл,

На печи застыл!

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит

И на нас рычит!

Медведь выходит из берлоги и ловит детей.

В другом варианте дети могут напевать песенку:

У медведя во бору

Грузди, рыжики беру.

А медведь молчит,

Не рычит и не урчит!

У медведя во бору

Я и меду наберу…

- Ррру!..

А я удеру!

Филин и пташки

С помощью считалки выбирается «филин», который уходит в свое «гнездо». Остальные дети выбирают для себя названия птиц, голосу которых будут подражать и «летают» по площадке. По сигналу «филин!» птицы улетают в свои гнезда. Когда филин кого-либо поймает, то должен угадать, какая это птица (ребенок имитирует голос выбранной птицы), и только в этом случае пойманный становится филином.

Якутская игра «Ястреб и утки»

Шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами»), ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская игра «верблюд и верблюжонок»

Выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Кабардинская игра «Гуси»

Выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси». Пастух приговаривает:

Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Это правда?

- Да, да, да!

- Кто вас слышит?

- Кабарда!

После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать им (если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен). Игра заканчивается, когда лиса переловит всех гусей.

Чувашская игра «солнце» или «месяц»

Проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

 

Литература:

  1. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  2. Кондратьева Н. Н. и др. «МЫ». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-пресс», 2002.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР…

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР «День знаний. Давайте познакомимся» Цель: - познакомиться педагогу с детьми и детям...

Читайте также

Педагогический проект «Огород на окне»

Педагогический проект «Огород на окне» Паспорт проекта: Наименование проекта Огород на окне Образовательная область Познавательное развитие Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений...

Конструкт образовательной деятельности. Тема: «В мастерской дымковской игрушки»

Конструкт образовательной деятельности. Тема: «В мастерской дымковской игрушки»

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...