Музыкально - дидактические игры «Веселые кубики»

 

Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Практика показывает, что полноценное развитие музыкальности детей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной, богатой предметно - пространственной развивающей среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может осуществляться на чисто вербальном уровне. Именно предметно - пространственная развивающая среда позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, исследовать, размышлять, сравнивать, моделировать и творить.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки, является музыкально-дидактическая игра. Музыкально - дидактические игры имеют полифункциональный характер, их можно рассматривать:

- как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию определенных знаний о музыке;

- как одну из игровых форм обучения;

- как самостоятельную игровую деятельность;

- как средство общения и развития ребенка.

Музыкально-дидактические игры способствуют более содержательному, эффективному, вариативному и интересному изложению материала. А яркие и эстетичные пособия к играм позволяют заинтересовать, активизировать детей и вызвать желание, играя, учиться.

К сожалению, каждый музыкальный руководитель образовательного учреждения, в том числе и я, сталкивается с проблемой приобретения наглядных материалов, пособий и игр. Поэтому, многие из них приходится создавать своими руками.

Предлагаю музыкально-дидактические игры «Веселые кубики».

Идея игр не новая, но я их интерпретирую по-своему.

Эти игры способствуют проявлению творчества, концентрации внимания и слуха, развивают память, чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Для организации игр необходимы большие кубики.

Кубик можно изготовить из квадратной картонной коробки, либо воспользоваться мягким строительным модулем. Изображения на гранях кубика можно сделать из цветной самоклеящейся бумаги, наклеить готовые вырезанные картинки или нарисовать. Самое главное, кубик должен быть ярким, эстетичным, легким и не травмоопасным.

Я использую картонные кубики, оклеенные самоклеящейся цветной бумагой с аппликациями.

Игра «Музыкальный кубик»

 

Игра «Музыкальный кубик»

 

Задачи:

- поддерживать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах;

- развивать музыкальный и ритмический слух, слуховое внимание и творчество;

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Пособие – кубик, на гранях которого изображены детские музыкальные инструменты.

Ход игры.

На столе лежат детские музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, ложки, маракас, дудочка, гармошка. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу, передают кубик друг другу, напевая:

Ты беги, веселый кубик

Быстро – быстро по рукам,

У кого остался кубик,

Тот сейчас сыграет нам.

 

Игра «Музыкальный кубик»

 

Ребенок, у которого остановился кубик, называет инструмент, изображенный на верхней грани, берет его со стола и играет любую мелодию, либо ритмический рисунок

Второй вариант.

Ребенок повторяет за ведущим (педагог или ребенок) заданную мелодию, либо ритм.

Третий вариант.

Ребенок при помощи инструмента передает ритмический рисунок музыкального произведения, которое исполняет музыкальный руководитель.

Игра «Оркестр»

Как и в предыдущей игре, инструменты лежат на столе, их количество соответствует количеству играющих. Дети, стоя в кругу, передают кубик и поют:

Кубик движется по кругу,

Передай его ты другу.

Кубик может показать,

На чем в оркестре поиграть!

Либо кубик может передаваться под веселую музыку, с остановкой музыки останавливается движение кубика. Тот ребенок, у которого остался кубик, выходит из круга и берет себе «выпавший» инструмент. Кубик движется по кругу, пока все дети не возьмут себе инструмент. Затем все вместе играют в «оркестр», передают на музыкальных инструментах ритмический рисунок или пульс музыкального произведения, исполняемого музыкальным руководителем.

Игра «Времена года»

 

Игра «Времена года»

 

Задачи:

- совершенствовать певческие навыки, умение петь сольно, артистические способности.

- развивать память, расширять представления об окружающем мире;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, выдержку, умение слушать.

Пособие – кубик, каждая грань которого оформлена в соответствии с определенным временем года: весна, лето, осень, зима.

Пятая грань – новогодняя тематика и шестая - тема урожая.

Ход игры.

Дети, стоя или сидя в кругу, передают кубик друг другу, сопровождая действие пением:

Календарь мы полистаем,

Кубик другу отправляем.

К кому кубик попадет,

Тот нам песенку споет!

или

Тот стишок нам всем прочтет.

Ребенок, у которого остановился кубик, исполняет песенку (читает стих) на тему, изображенную на грани кубика, либо выбирает тему песенки произвольно.

Второй вариант. Ведущий (ребенок) вручает кубик любому играющему, и они соревнуются в пении на заданную тему, либо поют вместе. Исполнение оценивают другие участники игры, победитель вручает кубик следующему игроку.

Игра «Ритмический кубик»

Задачи:

- совершенствовать умения детей использовать «звучащие» жесты: хлопки, шлепки, щелчки, прыжки, притопы и т.д.

- развивать слуховое внимание и память, ритмичность, координацию движения.

Пособие – кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов:

 

На первой грани – одна птичка. На второй - две бабочки.Игра «Ритмический кубик»

 

На третьей – гриб и два листочка. На четвертой – четыре снежинки.Игра «Ритмический кубик»

 

На пятой – три капли и три зонта. На шестой – большая елочка и маленькая.Игра «Ритмический кубик»

 

Ход игры.

Дети в кругу под музыку передают кубик друг другу, напевая:

Ты возьми, веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик,

Повтори скорее нам.

Ребенок, у которого остановился кубик, показывает верхнюю грань всем играющим. Затем передает изображенный ритм любым «звучащим» жестом, а все играющие повторяют.

Другой вариант. Ребенок, у которого остался кубик, бросает его в центр круга. Все играющие передают ритм выпавшей грани жестом или движением, каждый по – своему. Ведущий выбирает самый лучший вариант.

Игры «Веселые кубики» осваиваются детьми постепенно на занятиях. Первоначально взрослый (музыкальный руководитель или воспитатель) является организатором игры, реализуя определенную дидактическую задачу. Затем апробируются с детьми разные варианты. Эти игры и пособия можно использовать в различных видах деятельности: и на музыкальных занятиях, и на ритмике, и при проведении диагностики, и при организации развлечений. Дети с удовольствием играют в эти игры, придумывают свои варианты, приобретая при этом определенные музыкальные знания, умения, навыки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Кошка и собачка» Цель: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт...

Читайте также

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в…

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в логопедической группе «Сказочное путешествие» Тема: «Сказка к нам приходит» Цель: Развитие речи старших дошкольников...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации Актуальность исследования. На современном этапе одной из важнейших задач педагогической...

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию…

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Удивительный песок» Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок)...